Ударно-транспортный вертолет Ми-4АВ.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1966 г.0.Ми-4АВ

Первые эксперименты по усилению вооружения Ми-4 проводились, причем с положительной оценкой, в 1960 году. На машине монтировались две поперечные балки, на каждую из которых крепилось по три держателя для блоков НУРС либо авиабомб, а в подфюзеляжной кабине устанавливался коллиматорный прицел. В 1961 году вертолет показали группе генералов стран Варшавского договора, В мае 1965 года два вооруженных Ми-4 и четыре Ми-1 вновь демонстрировались руководству дружественных армий. «Четверки», оснащенные уже восемью блоками НУРС УБ-16 и ПТУРСами «Фаланга», сумели поразить все цели.

Когда началось создание транспортно-боевого вертолета Ми-24, для ускорения работ комплекс вооружения К-4В решили опробовать на Ми-4А. В 1966 году этот комплекс установили на вертолет, получивший обозначение Ми-4АВ. «Четверка» превратилась в достаточно грозную боевую машину. Ее вооружение состояло из четырех ПТУРС 9М17 «Фаланга-М», шести блоков УБ-16-57УМВ с шестнадцатью НУРС С-5 в каждом или шести 100-кг бомб. Вместо последних могли подвешиваться четыре 250-кг бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. В подфюзеляжной гондоле был установлен комплекс вооружения К-48 с пулеметом А-12,7 калибром 12,7-мм с боезапасом 200 патронов.

Все вооружение, кроме пулемета, располагалось на фермах по бортам фюзеляжа. На каждой устанавливалось по три балочных держателя БДЗ-57КРВ с блоками НУРС или бомбами. Сверху монтировалось по две направляющие 2П32/К-4В для ПТУРСов. В критической ситуации фермы можно было сбросить, для чего верхние крепления подкосов снабдили взрывными болтами. Однако в частях эти болты часто заменяли на обычные, и фермы не сбрасывались.

Обязанности экипажа по управлению вооружением, согласно руководящим документам, распределялись так: пуск и наведение ПТУРС производил летчик-штурман с помощью оптического визира 9Ш121; командир вел стрельбу ракетами С-5, используя съемный прицел ПКВ; борттехник вел огонь из пулемета и сбрасывал бомбы, пользуясь прицелом ОБП-1Р в полу гондолы. Но на практике бомбометание чаще всего вел летчик-штурман, прицеливаясь на глаз.

В СССР в вариант Ми-4АВ было переоборудовано около 200 вертолетов, начавших поступать в ВВС с 1968 году. Однако он имел существенные недостатки (малую энерговооруженность, отсутствие защиты экипажа и жизненно важных систем), поскольку создавался на базе транспортного вертолета. Прорабатывались иные варианты вооружения вертолета: две дополнительные шкворневые пулеметные установки либо неподвижные пушечные контейнеры на балочных держателях. В конце 60-х гг. в Чехословакии была разработана собственная вооруженная модификация — Ми-4В, отличавшаяся от Ми-4АВ отсутствием ПТУРСов и расположением четырех блоков НУРС один над другим на фермах по бортам фюзеляжа.

ЛТХ:

Модификация: Ми-4АВ
Диаметр главного винта, м: 21,00
Длина, м: 26,80
Высота, м: 4,40
Ширина, м: 2,00
Масса, кг
-пустого: 5840
-нормальная взлетная: 7500
-максимальная взлетная: 7800
Топливо, л
-внутренние: 600 (800)
-с дополнительным баком: 914 (1200)
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82В
-мощность, кВт: 1 х 1250
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Дальность действия, км: 340
Макс. скороподъемность, м/мин: 336
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 десантников
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет А-12,7 с боезапасом 200 патронов, 4 х ПТУРС 9М17М «Фаланга» или 6 х УБ-16-57УМВ с 16 х НУРС С-5 в каждом или 6 х ФАБ-100 или 4 х ФАБ-250 или два зажигательных бака ЗБ-500.

1.Ми-4АВ с блоками НАР и ПТУРС Фаланга.

Ударный вертолет Ми-4АВ с блоками НАР и комплексом ПТУР «Фаланга».

pturs-9m17m-falanga-i-bomby-ofab-100-na-mi-4av

ПТУР «Фаланга» и бомбы ОФАБ-100 на Ми-4АВ.

2.Ми-4АВ с блоками НАР.

Ми-4АВ с блоками НАР.

3.Ми-4АВ с блоками НАР. Вид спереди.

Ми-4АВ с блоками НАР. Вид спереди.

3а.Ми-4А с блоком ТРС-132

Ми-4АВ с блоками ТРС-132.

3б.Ми-4А с блоком ТРС-132

Ми-4АВ с блоками ТРС-132.

Постановка мин с вертолета Ми-4АВ.

mi-4v-vvs-chehoslovakii

Ми-4АВ ВВС Чехословакии.

4.Ми-4АВ ВВС СССР. Рисунок 1.

Ми-4АВ ВВС СССР. Рисунок 1.

5.Ми-4АВ ВВС СССР. Рисунок 2

Ми-4АВ ВВС СССР. Рисунок 2.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Авиация и Время. Юрий Пучков, Андрей Хаустов. Ми-4 достигает цели.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-4АВ».