Чекарев Владимир Иванович (1902-1930).

Лётчик-испытатель.

Родился в 1902 году.
В 192? окончил Борисоглебскую ВАШЛ.
С 192? — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях: Potez.25 («Потэ» 25), Ш-1, П-2 (1929 г.).
В конце июля 1930 года приступил к испытаниям двухместного истребителя Д-2. Общий налет его на этом самолете составил 6 часов 48 минут.
Погиб 4 августа 1930 года в испытательном полете на Д-2 (ДИ-2).

4 августа 1930 года Чекарев получил задание на проверку управляемости Д-2 на высоте 3000 м. Однако первый полёт в этот день он совместно с наблюдателем В.И.Благонадеждиным выполнил на достижение максимального потолка самолета. Вооружившись кислородными приборами, пилоты «взяли» высоту 7170 метров. Затем после короткого отдыха начали готовиться ко второму полёту. В этот день полетами руководил начальник 1-й бригады истребительного отдела НИИ ВВС Н.А.Жемчужин, по его свидетельству, Чекарев, отправляясь во второй полёт, сказал: «Я его теперь поломаю как следует». Имелось в виду, что лётчик испробует самолет на максимальные перегрузки. Жемчужин в ответ заметил: «Брось ерунду делать, это тебе не ВТ» (ВТ — опытный истребитель И-5). Среди свидетелей, наблюдавших с земли полет самолета Д-2, находились помощник Начальника ЦКБ завода № 39 Д.П.Григорович и заместитель Начальника ЦКБ И.М.Артамонов. По их показаниям, после выполнения задания самолет вышел из облаков на высоте 1200 м, затем снизился спиралью до высоты 300 м и продолжал снижаться на высокой скорости до высоты 100 метров. Наблюдатели заметили сильную вибрацию хвостового оперения и последующее разрушение правой его половины, вслед за этим разрушилась коробка крыльев, и самолёт врезался в землю. Экипаж погиб. Лётчик Чекарев и наблюдатель Благонадеждин имели парашюты, однако воспользоваться ими не успели — высота была слишком мала.
Вибрацию оперения испытатели отмечали и ранее, однако серьёзного значения этому не придавалось: считалось, что подъём оперения вверх привел к тому, что оно попало в возмущенную зону от крыла самолёта. Резкое пилотирование самолета привело к частичному разрушению узлов крепления оперения, а продолжающиеся вибрации довершили его поломку, что и привело к катастрофе.

В.И.Чекарев похоронен в колумбарии Донского кладбища (г. Москва).

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М-Хобби. Михаил Маслов. Двухместные истребители.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Поликарпов ДИ-2.