Двухместный истребитель Д-2 (ДИ-2).

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.Д-2

Неудача с истребителем 2И-Н1 не заставила отказаться от идеи иметь на вооружении ВВС Красной Армии двухместный истребитель. В 1927 году такой самолет решили создать на базе уже строящегося одноместного истребителя И-3 с двигателем BMW.VI. Николай Поликарпов считал более важной задачей создание новой одноместной машины И-5 с двигателем воздушного охлаждения, о чем он и заявил 12 августа 1927 года на заседании технического совета Авиатреста. Тем не менее, проектирование И-5 с двигателем Gnome-Rhone «Jupiter» мощностью 480 л.с. поручили конструкторскому отделу ЦАГИ, а за отделом опытного самолетостроения (ОСС) Авиатреста, возглавляемым Н.Н.Поликарповым, оставили задание на двухместный истребитель Д-2 с двигателем BMW.VI мощностью 500 л.с.

Задание на самолет неоднократно корректировалось: в частности, в 1928 году предполагалось спроектировать и построить ночной двухместный истребитель НД-2, а самим Поликарповым прорабатывался проект Д-2 с двигателем воздушного охлаждения «Jupiter». Однако эти варианты так и остались на бумаге, а первоначально задуманный Д-2 построили. Этот самолет, конструктивно повторял одноместный истребитель И-3. Конструкция смешанная, фюзеляж — деревянный монокок, крылья деревянные с полотняной обшивкой, хвостовое оперение и элероны дюралевые, обшиты полотном. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ПВ-1 и одного-двух пулеметов ДА на кормовой оборонительной установке.

Д-2 с двигателем BMW.VI построили на московском заводе № 25 весной 1929 года. Заводские испытания велись с 15 марта по июль 1929 год. Самолет облетывал Б.Л.Бухгольц, по его мнению, Д-2 не уступал по свои характеристикам большинству зарубежных одноместных истребителей, а при установке более мощного вооружения мог бы стать более эффективным, чем одноместные машины. Вместе с тем Бухгольц отмечал, что Д-2 по причине значительной задней центровки имеет неудовлетворительные характеристики штопора.

После проведенных испытаний самолет длительное время — практически в течение года — оставался невостребованным и никаким переделкам не подвергался. За это время арестовали Поликарпова, а авиазавод № 25 включили в состав авиазавода № 39. Весной 1930 года для улучшения характеристик штопора на Д-2 смонтировали новое V-образное хвостовое оперение, размещенное под углом 8° к горизонту (подобная схема хвостового оперения использовалась в Советском Союзе впервые). Кроме того, на самолете установили оборонительную турель ТУР-7, представляющую собой уменьшенную ТУР-6 (внутренний диаметр турельного кольца уменьшился с 710 до 636 мм). Поначалу на ТУР-7 стояла спарка пулеметов «Lewis», затем ее заменили одним пулеметом ДА.

13 июля 1930 года первый полет на Д-2 с V-образным оперением выполнил летчик Козлов, после чего самолет несколько дней доводился, а затем поступил для продолжения испытаний в НИИ ВВС. Здесь самолет последовательно облетали Бухгольц, Жуков и Писаренко. Интересно, что каких-либо отзывов о новом оперении оставлено не было, известно лишь, что Бухгольц улучшений в технике пилотирования самолета не отметил. В целом самолет оценивался очень хорошо, — как полноценный боевой аппарат.

В конце июля 1930 года к испытаниям Д-2 приступил летчик-испытатель Владимир Иванович Чекарев. Общий налет его на этом самолете составил 6 часов 48 минут. 4 августа 1930 года Чекарев получил задание на проверку управляемости Д-2 па высоте 3000 м. Однако первый полет в этот день он совместно с наблюдателем Василием Ивановичем Благонадеждиным выполнил на достижение максимального потолка самолета. Вооружившись кислородными приборами, пилоты «взяли» высоту 7170 метров. Затем после короткого отдыха начали готовиться ко второму полету. В этот день полетами руководил начальник 1-й бригады истребительного отдела НИИ ВВС Николай Алексеевич Жемчужин, по его свидетельству, Чекарев, отправляясь во второй полет, сказал:
— Я его теперь поломаю как следует.
Имелось в виду, что летчик испробует самолет на максимальные перегрузки. Жемчужин в ответ заметил:
— Брось ерунду делать, это тебе не ВТ (опытный истребитель И-5 — прим. редактора).

Среди свидетелей, наблюдавших с земли полет самолета Д-2, находились помощник Начальника ЦКБ завода № 39 Д.П.Григорович и заместитель Начальника ЦКБ И.М.Артамонов. По их показаниям, после выполнения задания самолет вышел из облаков на высоте 1200 м, затем снизился спиралью до высоты 300 м и продолжал снижаться на высокой скорости до высоты 100 метров. Наблюдатели заметили сильную вибрацию хвостового оперения и последующее разрушение правой его половины, вслед за этим разрушилась коробка крыльев и самолет врезался в землю. Экипаж погиб. Летчик Чекарев и наблюдатель Благонадеждин имели парашюты, однако воспользоваться ими не успели: высота была слишком мала.

Вибрацию оперения испытатели отмечали и ранее, однако серьезного значения этому не придавалось: считалось, что подъем оперения вверх привел к тому, что оно попало в возмущенную зону от крыла самолета. Резкое пилотирование самолета привело к частичному разрушению узлов крепления оперения, а продолжающиеся вибрации довершили его поломку, что и привело к катастрофе.

Несмотря на потерю опытного экземпляра Д-2, работы по двухместным истребителям продолжились. В соответствии с требованиями ВВС началась разработка самолета ДИ-2 (иногда обозначался ИД-БМВVI), предназначенного для воздушного боя и разведки. Первоначально его вооружение состояло из двух синхронных пулеметов; еще два были установлены на турели для зашиты задней полусферы. Полноразмерный макет был представлен к осмотру 8 октября 1930 года, однако самолет все же не был построен — на очереди был уже следующий вариант — ДИ-3, с которым связывались определенные надежды.

ЛТХ:

Модификация: Д-2
Размах крыла, м: 11,80
Длина, м: 8,20
Высота, м: 3,12
Площадь крыла, м2: 31,80
Масса, кг
-пустого самолета: 1557
-нормальная взлетная: 2122
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW VI»
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 254
-на высоте: 275
Крейсерская скорость, км/ч: 231
Практическая дальность, км: 510
Продолжительность полета, ч: 2
Скороподъемность, м/мин: 455
Практический потолок, м: 6300
Экипаж, чел: 2
Вооружение: два 7,62-мм пулемета ПВ-1 синхронных и два на турели.

1.Опытный истребитель Д-2. Москва 1929 г.

Опытный двухместный истребитель Д-2. Москва 1929 г.

2.Д-2. Схема

Д-2. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
М-Хобби. Михаил Маслов. Двухместные истребители.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Поликарпов ДИ-2.