В.П.Чкалов.Чкалов Валерий Павлович (1904-1938).

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936 г.), комбриг. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1936-1937 годах командир самолета АНТ-25 во время беспосадочных перелетов: Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.
В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище.
В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище.
В 1918 году училище было закрыто и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
В навигацию 1919 года Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.
В 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н.Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

1.Курсант В.П.Чкалов крайний справа у учебного самолета У-1.

Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1.

6.В.П.Чкалов с женой и сыном.

В.П.Чкалов с женой и сыном.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И.Алксниса и К.Е.Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском ОСОАВИАХИМе, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях «Звена» (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

9.Первый экипаж Самолета-Звена.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленная бочка.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета АНТ-25 была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

В.П.Чкалов с сыном Игорем. 1936 г.

Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В.Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

5.В.П.Чкалов и И.В.Сталин

В.П.Чкалов и И.В.Сталин.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

3.А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки а Америке.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.

4.Чкаловский экипаж в Ванкувере.

А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова.

По воспоминаниям Д.Л.Томашевича, в этот день температура воздуха была «…около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился.» Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по расследованию причин аварии, «…до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами.» Но при посадке самолёт зацепил за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. О причинах катастрофы написано множество статей и выдвинуто много версий, но остановимся на главном — Валерий Чкалов погиб выполняя свою работу, любимую им работу летчика-испытателя.

На месте падения его самолёта на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52 к.2 по Хорошевскому шоссе) установлен мемориальный камень.

7.Камень установленный на месте гибели Чкалова В.П.

Камень установленный на месте гибели В.П.Чкалова.

Награды:
-звание Героя СССР (24.07.1936 г.);
-2 ордена Ленина (5.05.1935 г., 24.07.1936 г.);
-Орден Красного Знамени (июль 1937 г.);
-Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938 г.).

С именем Чкалова связаны:

Населённые пункты:
-город Чкаловск в Нижегородской области,
-город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана.
-село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
-посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
-с 1938 г. по 1957 г. имя «Чкалов» носил г.Оренбург.
-Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
-Пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
Улицы во многих городах, в частности:
-Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге,
-улица Чкалова в Ишимбае,
а также улицы в ряде других городов:

в России — в Азове, Борисоглебске, Брянске, Владивостоке, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Екатеринбурге, Жуковском, Иркутске, Кемерово, Коломне, Миассе, Канавинском районе Нижнего Новгорода, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петрозаводске, Перми, Рыбинске, Самаре, Томске, Харькове, Химках, Череповце, Ярославле;
за рубежом — в Ванкувере (США)), в Минске (Беларусь), в Николаеве и Херсоне (украина).
-Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».

Учебные заведения:
-Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова.
-Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя.
-Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В.П.Чкалова.
-Школа № 1397 имени В.П.Чкалова, г. Москва.
-Школа № 3 имени В.П.Чкалова, г. Арзамаса Нижегородской области.
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в рабочем поселке Шугурово (Татарстан).
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в г. Нарын (Кыргызстан).
-Станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге.
-Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге.

Микрорайоны городов:
-Посёлок им. Чкалова в г. Каменске-Уральском Свердловской области;
-посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
-Чкаловский микрорайон в Омске.
-Посёлок Чкаловский в составе города Ростов-на-Дону.

Предприятия:
-Аэропорт «Чкаловский».
-Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО им. В.П.Чкалова).
-Авиационный завод в Ташкенте. (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова).
-Мемориальный музей В.П.Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
-Дворец культуры имени В.П.Чкалова в Новосибирске.

Во многих населённых пунктах установлены памятники:
-В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
-Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
-Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская».
-Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
-Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
-Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
-Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.
-20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
-Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
-Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
-Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».
-Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году — «Трансарктический перелёт В.П.Чкалова»; в 2004 году — «100-летие со дня рождения В.П.Чкалова».
-Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В.П.Чкалов».
-Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.
-Имя «В.Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
-Именем В.П.Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

8.Ил-96 названный именем В.Чкалова.

Ил-96-300 названный именем Валерия Чкалова.

.

.

Список источников:
Чкалов, Валерий Павлович. Cайт «Герои Страны».
М.В.Водопьянов. Летчик Валерий Чкалов.