Капрэлян Рафаэль Иванович (1909-1984).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961 г.), Герой Советского Союза (15.05.1975 г.), мастер спорта СССР международного класса (1969 г.), подполковник (1975 г.).
Родился 22 апреля (5 мая) 1909 года в губернском городе Баку Российской империи. Армянин.
В 1926 году окончил Бакинский промышленно-экономический техникум.
В 1927-1929 годах учился в Азербайджанском политехническом институте.
В 1932 году окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ.
В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ.
В 1932-1933 годах работал в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1934-1935 годах — летчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ.
В 1935-1941 годах работал пилотом в Московском Управлении ГВФ. Работал в Управлении гражданской авиации в Москве.
С 1941 года в Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны:
-с апреля 1941 года — командир авиаотряда, в основном выполнял ночные полеты;
-ноябрь 1941 года — май 1943 года — командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ.
-28 января 1942 — был сбит над территорией противника и попал в плен. В августе 1942 года бежал из плена и до 23 октября 1942 года воевал у партизан;
-май 1943 года — февраль 1944 года — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия);
-март 1944 года — май 1945 года — командир 89-го транспортного авиационного полка (Авиация дальнего действия).
Всего за время войны совершил 110 боевых вылетов в глубокий тыл врага для высадки парашютистов и на линию фронта для доставки боеприпасов и вооружения.
С 1945 года — подполковник (в запасе).
В 1945-1947 годах — вновь работал пилотом Московского Управления ГВФ.
В 1947-1950 годах — летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке. Повёл ряд испытательных работ на самолётах B-25, Ли-2 и Ту-2.
В 1950-1953 годах — летчик-испытатель на авиазаводе № 82 (Тушино). Испытывал серийные учебно-тренировочные бомбардировщики УТБ. В 1952-1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.
В 1953 году — главный конструктор мастерской М.Л.Миля.
В 1953-1968 годах — старший летчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провел испытания вертолетов Ми-6 и Ми-10. Участвовал в испытаниях вертолетов Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10К.
23 сентября 1961 года присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
15 мая 1975 года Рафаилу Ивановичу Капрэляну, за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (15.05.1975);
-два ордена Ленина (06.12.1949 г., 15.05.1975 г.);
-орден Боевого Красного Знамени (02.04.1943 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (22.09.1944 г.);
-два ордена Трудового Красного Знамени (31.07.1948 г., 12.07.1957 г.);
-два ордена Красной Звезды (26.11.1941 г., 1.12.1943 г.);
-орден «Знак Почёта» (31.07.1961 г.);
-медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944 г.);
-другие медали.
Экипаж вертолета Ми-4 после установления мировою рекорда скорости: летчики-испытатели Б.В.Земсков (справа), Р.И.Капрэлян (в центре) и бортинженер С.Г.Бугаенко.
.
.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Капрэлян Рафаил Иванович.
М.Л.Галлай. Через невидимые барьеры.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.