Мареев Виталий Григорьевич (1909-2005).
Почетный летчик-испытатель МАП СССР, полковник.
Родился 22 марта 1909 года в г. Москве в семье рабочего. Окончил 9 классов. После смерти Ленина по спецнабору приняли в «ОСОАВИХИМ». Как активист, был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, куда поступил 10 октября 1928 года. После окончания, в декабре этого же года был направлен в Оренбург для продолжения учебы.
30 апреля 1930 года окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (Оренбург). Служил в 16-й авиабригаде САВО (Среднеазиатский военный округ) в г. Ташкенте. Летал на Р-3 (АНТ-3), АНТ-9, занимался воздушной разведкой. Там стал парашютистом. Один из прыжков был по тем временам уникальным: прыгнул с высоты 6 км, а парашют раскрыл на 600 метрах. За это достижение Мареева наградили редчайшей тогда вещью — электрочайником.
В июле 1936 года уволен в запас в звании старшего лейтенанта.
По окончании курсов был оставлен в летном отделе ЦАГИ.
В июле 1936 года был направлен на на летно-испытательную работу на Киевский ремонтный авиазавод (КиРАЗ). Проводил облет и испытания И-2бис, У-2 (По-2), И-5, И-15, И-15бис, И-16, Р-5, Р-Z, ХАИ-1, ОКО-1 и др. К началу Великой Отечественной войны КиРАЗ выпускал крылья и хвостовое оперение истребителей МиГ-3, и война застала Мареева в ЛИИ. Здесь он участвовал в подборке винтов для МиГ-3.
После бомбардировки КиРАЗ и эвакуации его остатков в Новосибирск, Мареев с июля по октябрь 1941 года — на летно-испытательной работе на авиазаводе № 31 (г. Таганрог). После эвакуации завода в г. Тбилиси был мобилизован для прикрытия с воздуха железной дороги Таганрог — Ростов.
Позднее служил на авиазаводе под Москвой, где собирали самолеты, произведенные на сибирских авиапредприятиях. За месяц испытывал более сотни машин.
В 1944 году окончил курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП.
В послевоенное время продолжает работу на Киевском авиазаводе № 43. Принимал участие в заводских испытаниях первых советских вертолетов Г-3 (1947 г.), Г-4 (1948 г.), Ми-1 (1947 г.). Участвовал в авиационном параде «Дня авиации» в Тушино (1947 г.).
С 1950 года облетывал серийные Ан-2 (1494 самолета из 3320, построенных на КиГАЗ). Всего на его счету 5273 испытанных самолета, налет — около 3600 часов, освоил 37 типов летательных аппаратов.
После завершения летной работы в 1964 году, до 1997 года продолжал трудиться на киевском заводе «Авиант».
26 августа 2004 года 95-летний летчик совершил 20-минутный полет на Ан-2. До этого он 30 лет не садился за штурвал. Виталий Григорьевич стал старейшим в мире человеком, совершившим самостоятельный полет на самолете. Была отправлена заявка в Книгу рекордов Гиннесса. На тот момент он был также старейшим из здравствующих летчиков-испытателей стран СНГ.
Жил в г. Киеве. Умер 8 мая 2005 года.
Награды:
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-три ордена Красной Звезды;
-орден Богдана Хмельницкого 3-й степени;
-медали.
В.Г.Мареев на МАКС 2001.
.
.
Список источников:
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).