Нюхтиков Михаил АлександровичНюхтиков Михаил Александрович (1906-1998).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (17.02.1959 г.), Герой Советского Союза (01.05.1957 г.), полковник.

Родился 3 (16) июня 1906 года в городе Чарджоу (ныне — город Туркменабад, Туркменистан), в семье служащего. Детство и юность провёл в городе Стародуб (Брянская область). Окончил 9 классов школы.
В 1927 году успешно окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. Работал инструктором Осоавиахима в г.Стародуб.
С 1927 года в рядах Красной Армии.
В 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.
С 1933 года на летно-испытательной работе в НИИ ВВС.

Участник боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол летом 1939 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Поднял в небо и провел испытания второго ДБ-А (15.03.1936 г.), ДБ-ЛК (1940 г.), 103 (АНТ-58) (29.01.1941 г.), 103У (АНТ-59) (18.05.1941 г.). Испытывал ТБ-4 (АНТ-16) (1933 г.), планер Б.Д.Урлапова, ТБ-3 в составе «Звена-3» (1934 г.), ДБ-А, АИР-14 (УТ-1), АИР-10, Г-22, ЦКБ-30, СБ 2М-100А (1936 г.), ДБ-2, Вулти V-11GB, ТБ-3 в составе «Звено-СПБ», БОК-5, ДБ-3 с двигателями М-85, ДИ-6Ш, БИЧ-14 (ЦКБ-10, ЛК) (1937 г.), ДБ-3 2М-87 (1938 г.), СПБ, АНТ-42, Р-10 М-25В, ТБ-1 (летающая бомба), PZL-37 Los, ДБ-ЛК (1939 г.), УТ-3, ПС-84 (Ли-2), ДБ-240 2М-105 (Ер-2) (1940 г.), Пе-3бис, Ту-2, Ил-2 М-82ИР (1942 г.), Ер-2 2М-30Б (1943 г.), В-25-DP, Пе-2И, Ту-2С, Ли-2ВП (1944 г.), УТБ (1946 г.), Ил-28, Ту-4, 73 (Ту-14Т) (1948 г.). Построил 3 планёра собственной конструкции.
10 ноября 1936 года М.А.Нюхтиков и М.А.Липкин с воентехниками С.Обыденковым и А.Елтышевым установили новый международный рекорд высоты полета с контрольной нагрузкой в 10000 кг, поднявшись на ДБ-А 4АМ-34Р на 7032 м, а 11 ноября с грузом 10000 кг — уже на 12695 м. 20 ноября они установили на ДБ-А рекорд поднятия груза в 13000 кг на высоту 4535 м. В мае 1939 года участвовал в испытаниях первой в СССР системы автоматического взлета и посадки тяжелого самолета (ТБ-1).
25 августа 1944 года в качестве пилота лидера А-20К «Бостон» участвовал в беспосадочном перелете Бельцы — Бари (Италия) эскадрильи Як-9ДД для помощи НОА Югославии.
С августа 1953 года — на летно-испытательной работе в ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провел испытания 95/2 (16.02.1955 г.), Ту-95М (февраль 1957 г.), Участвовал в испытаниях Ту-114 (1960-1961 гг.), Ту-95ЛАЛ (1961 г.), Ту-142. Освоил 232 типа самолётов и 15 планёров.

1 мая 1957 года за освоение новой военной авиационной техники, проявленные при этом мужество и отвагу, летчику-испытателю полковнику М.А.Нюхтикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

15 февраля 1959 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель CCCР».

С 1963 года полковник Нюхтиков — в запасе. Жил в г. Жуковский Московской области. Почетный гражданин города Жуковский.

Умер 5 мая 1998 года в городе Жуковский. Похоронен на Быковском кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-три Ордена Красного Знамени;
-два Ордена Отечественной войны I степени;
-два ордена Красной Звезды;
-орден «Знак Почёта»;
-медали.

.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Нюхтиков Михаил Александрович.
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.