Александр Данилович Карпека (1894-1918).

Александр Данилович Карпека родился 25 марта 1894 года (13 марта по ст.ст.) в Глухове, ныне Сумской области. Семья его приехала в Киев в начале 1900-х годов из Черниговской губернии, где отец, Данила Александрович Карпека, имел большой земельный надел, был почетным попечителем Черниговской мужской гимназии и возможно поэтому в Киев жили в доме, известном ныне как ректорат Национального университета имени Тараса Шевченко.

Мальчика отдали в гимназию Владимира Науменко, известного гуманитария-литературоведа и этнографа. Но Александра Карпеку увлекали точные науки. И когда Киев взорвался интересом к воздухоплаванию, он тут же оказался в кружке, организованном в Политехническом институте.
В 1908 году пришел в кружок, а в 1909 году уже сам сконструировал летающую модель и победил с ней на городских соревнованиях.

В 1913 году Александр Карпека учился в Санкт-Петербурге в Политехническом институте, где попал к знаменитому конструктору Усатому, под руководством которого делал расчеты. А в Киеве строил. Если первая машина Александра родилась в ангаре Сикорского, то следующие — уже в собственной мастерской.
«Первая Киевская авиационная мастерская конструктора аэропланов А.Д.Карпеки» — это звучало! Располагалась она в большом ангаре на Сырецком поле за нынешним Пушкинским парком и стала местом, где были созданы еще три летательных аппарата.

Уже биплан «Карпека № 1» с двигателем «Haacke» мощностью 35 лошадиных сил превзошел аэропланы того времени: Карпека раньше Сикорского и других киевских коллег установил двигатель на передней кромке нижнего крыла, а по оригинальному устройству хвостовой фермы он опередил на год француза Фармана.

От одного биплана к другому менялась конструкция узлов, уменьшался вес машин. На третьей модели, несмотря на запрет родителей, Карпека сам выполнил несколько полетов на Куреневском аэродроме. На четвертой поднялся в воздух Петр Нестеров. Двухместный биплан длиной 7,5 метра и мощностью 75 лошадиных сил с водным охлаждением весил 315 килограммов и преодолевал расстояния со скоростью более 100 километров в час!

Летом 1914 года умер отец Александра, а вскоре Россия вступила в Первую Мировую войну. Карпека из гражданского института уходит учиться в военное училище, после чего в составе Дагестанского полка Дикой дивизии отправляется на фронт. Через месяц — ранение, лечение в Киевском госпитале, отдых дома и в 1915 году он курсант Гатчинской авиационной школы.
Уже военным летчиком Карпека воюет на Рижском фронте, но вскоре снова ранен, лечится и отправляется в летную школу в Севастополе — для улучшения техники пилотирования.

В начале 1918 года поручик Карпека вернулся в Киев. С приходом в Киев войск Петлюры, Александр Карпека, как офицер русской армии, был арестован и содержался в невероятно тяжелых условиях. В результате, заболел тифом и скончался 13 ноября 1918 года. Сначала был похоронен на кладбище Покровского монастыря (именно, на нем, хоронили русских офицеров, погибших от рук «сечевых стрельцов» Петлюры, в том числе и прославленного генерала Келлера), а в 1926 году его прах был перенесен на Лукьяновское кладбище.

Сохранился дом № 60 по улице Владимирской, где в последние годы жил Александр Карпека, но мемориальной доски или иного упоминания на нем нет.

Заслуги Александра Карпеки в области авиастроения, были признаны, как самим Игорем Сикорским, так и Петром Нестеровым. Им, до начала войны, было создано четыре типа летательных аппаратов и все они летали. Сам Сикорский уверял киевское общество в том, что Александр Данилович Карпека, станет прославленным конструктором аэропланов…

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Виктор Гончаренко. Как люди научились летать.