Самолёт С-4.
Разработчик: И.И.Сикорский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.
В октябре 1910 года Игорю Сикорскому как нельзя кстати поступил заказ, от состоятельного студента КПИ Громберга, на постройку машины аналогичной С-3 под специально привезенный из Парижа 50-сильный мотор «Anzani». По контракту Сикорский должен был совершить на самолете два полета по кругу. В этом случае заказ считался выполненным. Конструктор с жаром принялся за работу и к началу декабря аэроплан был готов. По схеме самолет С-4 явился почти повторением С-3. Был несколько увеличен размах верхнего крыла и соответственно площадь. В первом варианте элероны на обоих крыльях были установлены под значительным отрицательным углом для обеспечения, по мнению конструктора, лучшей управляемости на больших углах атаки при посадке. В последующем от этого новшества Сикорский отказался и элероны были установлены в плоскости крыльев. Важным элементом окончательного варианта была штурвальная колонка, которая заменила две ручки управления. В таком виде самолет экспонировался в 1911 году на воздухоплавательной выставке в Харькове и посетители могли воочию увидеть это интересное новшество.
Пока ремонтировали С-3, Сикорский переключился на следующую машину. Однако в первом же полете С-4 потерпел аварию. Огромный труд опять насмарку. Теперь настало время хорошо подумать. Прошло два года активной работы в авиации. Построено четыре самолета. На них израсходованы большие средства, затрачена масса времени, а в результате общий налет составил 15 мин. Было над чем задуматься.
В конце декабря 1910 года Сикорский составил новую программу работы, включавшую в себя доводку С-3 и С-4, а также с учетом полученного горького опыта создание новой машины. Планы пришлось несколько скорректировать, поскольку Громберг, который больше не захотел рисковать своими деньгами, аннулировал контракт. На отремонтированный С-4 был поставлен 50-сильный «Anzani», «Anzani» же в 35 л.с. был продан, а на восстановленный С-3 поставлен более надежный рядный «Хэйк» мощностью 35 л.с. Оба самолета, которые были достаточно устойчивы, просты в управлении и прощали пилоту грубые ошибки, в последствии использовались в качестве учебных.
ЛТХ:
Модификация: «С-4»
Размах крыла, м: 8,00
Длина самолета, м: 9,00
Площадь крыла, м2: 28,00
Масса, кг
-пустого самолета: 260
-максимальная взлетная: 360
Тип двигателя: 1 х ПД «Anzani»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2
Самолет Сикорского С-4 на воздухоплавательной выставке в Харькове.
С-4. Схема.
С-4. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.И.Катышев, В.Р.Михеев. Крылья Сикорского.
Александр Савин. Русский Авиационный Музей. Сикорский С-4.
В.Р.Михеев. Неизвестный Сикорский. «Бог» вертолетов.