Учебно-боевой истребитель Су-27УБМ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2001 г.

Модернизированный вариант учебно-боевого истребителя Су-27УБ — Су-27УБМ разработан по инициативе и на средства ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО). Идеология модернизации предложена руководством ВВС и предусматривает постепенное наращивание возможностей авиационных комплексов. Для ее воплощения в жизнь создана кооперация, объединенная вокруг общей программы. Помимо ИАПО и научно-исследовательских организаций ВВС, в нее входят: «ОКБ Сухого», корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ряд других КБ и заводов. Разработчики и представители ВВС подчеркивают, что принятая программа является оптимальной по критерию «эффективность-стоимость-реализуемость».

При создании Су-27УБМ были использованы технические решения, примененные при модернизации истребителей Су-30 в вариант Су-30КН, позволяющие с минимальными издержками превратить истребитель завоевания господства в воздухе в полноценный многофункциональный истребитель, способный успешно атаковать наземные цели с применением высокоточного вооружения.

6 марта 2001 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском командованию МО РФ были продемонстрированы модернизированные самолеты Су-27УБМ бортовой № 20 и Су-30КН бортовой № 302, которые к этому времени прошли этап летных испытаний, включая вылеты на применение вооружения. Показанный командованию МО РФ Су-27УБМ стал первым модернизированным строевым истребителем. Его доработка из серийного Су-27УБ заняла всего месяц. При этом на самолет было установлено около 50 новых приборов и устройств, что привело к увеличению веса БРЭО всего на 30 кг.

В состав бортового оборудования был встроен многофункциональный вычислительный комплекс (МВК), который взял на себя выполнение ряда новых функций. Среди них интеграция информации от различных датчиков и управление новыми видами вооружений вводимых в арсенал Су-27УБМ. В результате бортовая РЛС Н001 получила способность функционировать в режиме «воздух-поверхность», позволяя истребителю атаковать наземные и надводные цели вне зависимости от погодных условий и времени суток. В состав навигационного комплекса введен приемник спутниковой навигационной системы.

На первом этапе модернизации арсенал Су-27УБ был дополнен ракетами «воздух-воздух» РВВ-АЕ, а также широкой номенклатурой вооружения класса «воздух-поверхность», включающей ракеты Х-31А, Х-31П, Х-29Т, корректируемые авиабомбы и пр.

По оценкам специалистов после первого этапа модернизации истребители Су-30КН, Су-27УБМ по своему боевому потенциалу не уступают наиболее мощному ударному тактическому многофункциональному самолету ВВС США двухместному истребителю F-15E. По результатам испытаний предложенный ОАО «ИАПО» вариант модернизации самолетов Су-27УБ и Су-30 принят ВВС РФ в качестве базового. В 2002-2004 годах российские ВВС планируют провести модернизацию 30 истребителей Су-30 и Су-27УБ.

Между тем работа по модернизации истребителей Су-30, Су-27УБ проводимая по инициативе ОАО «ИАПО» предполагает дальнейшее увеличение боевого потенциала этих замечательных самолетов.

Летом 2001 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001 ОАО «ИАПО» впервые показало действующий полномасштабный макет кабины, в которой реализована концепция информационно-управляющего поля. Это проект второго этапа модернизации самолетов Су-27УБМ и Су-30КН.

В ходе второго этапа модернизации дальнейшее повышение боевой эффективности самолетов планируется обеспечить за счет оснащения кабины более совершенным информационно-управляющим полем, состоящим из нескольких многофункциональных индикаторов с жидкокристаллическим дисплеем и матрицами 5 х 5 и 6 х 6 дюймов, которые заменят стрелочные приборы в передней и задней кабинах истребителя типа Су-27УБМ или Су-30КН.

Бортовая РЛС будет также модернизирована путем оснащения фазированной антенной решеткой (ФАР) с электронным сканированием луча. Это даст возможность многоканального применения управляемых ракет класса «воздух-воздух» сразу по нескольким воздушным целям, применения бомбового вооружения по целеуказанию бортовой РЛС и по информации навигационного комплекса. В рамках третьего этапа модернизации планируется дополнить вооружение самолетов Су-27УБМ и Су-30КН сверхзвуковой противокорабельной ракетой (ПКР) «Яхонт», созданной в НПО машиностроения. Это будет боевой авиационный комплекс принципиально нового класса. По сравнению с существующими образцами ракетного оружия (Х-31А, «Москит») на нем в 2 раза повышается дальность действия ракет со 150 до 300 км.

Ни в одном боевом авиационном комплексе мира нет такого сочетания скорости и дальности носителя и ракеты, мощности ее боевой части, совершенства алгоритмов наведения на цель.

ЛТХ:

Модификация: Су-27УБМ
Размах крыла, м: 14,70
Длина, м: 21,94
Высота, м: 6,35
Площадь крыла, м2: 62,04
Масса, кг
-пустого самолета: 16900
-нормальная взлетная: 24140
-топлива: 9400
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс
-бесфорсажная: 2 х 74,53
-форсажная: 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2125
-у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,5
Экипаж: 2
Вооружение: 1 х 30-мм одноствольная пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 8000 кг на 10 узлах подвески:
— УР «воздух-воздух»:
-до шести такет типа Р-27: Р-27Р1 или Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1 или Р-77
-до четырех УР Р-73Э
— УР «воздух-поверхность»:
-противорадиолокационная Х-31П, ПКР Х-31А, «Москит» или «Яхонт» или тактические Х-29Т
-управляемые бомбы КАБ-500, бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц), 250 кг (16 единиц), или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-мм или 120 80-мм ракет).

Первый экземпляр Су-27УБМ.

Первый экземпляр Су-27УБМ.

Первый экземпляр Су-27УБМ.

Первый экземпляр Су-27УБМ.

Су-27УБМ на рулежке.

Су-27УБМ на рулежке.

Су-27УБМ на рулежке.

Су-27УБМ после взлета.

Су-27УБМ в полете.

Су-27УБМ в полете.

Су-27УБМ на стоянке.

Су-27УБМ. Схема.

.

.
Список источников:
Андрей Фомин. Су-27. История истребителя.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель Су-27.
Крылья России. Су-27 и его модификации.
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Учебно-боевой самолет Су-27 УБК.
Журнал «Вестник противовоздушной обороны», «Крылья Родины». Совместный выпуск. №8 за 1993 г. Михаил Левин. Су-27 — лучший в мире.
Журнал «АэроХобби» № 02 за 1993 г. Андрей Совенко. Су-27 побеждает. Ничего удивительного.
Журнал «Авиация и Время» № 05 за 1998 г. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Журнал «Авиация и Время» № 03 за 2003 г. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 08 за 2003 г. Истребитель-перехватчик Су-27.
Журнал «Вестник авиации и космонавтики» № 03 за 1999 г. Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27.
Фотоархив сайта russianplanes.net