Многоцелевой истребитель Су-30М2.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2010 г.

Летом 2014 года компания «Сухой» передала военно-воздушным силам (ВВС) России четыре многоцелевых истребителя Су-30М2 в рамках гособоронзаказа. После испытаний на земле и в воздухе самолеты вылетели из Комсомольска-на-Амуре к месту постоянной дислокации. Кроме того, в Минобороны сообщили, что до конца 2014 года ВВС получат еще несколько истребителей Су-30М2. Количество самолетов не разглашается. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

Многоцелевой истребитель Су-30М2 был создан базе истребителя Су-30 (версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России). Он предназначен для уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя. Кроме того, Су-30М2 может поражать надводные и наземные цели всеми видами вооружения в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием.

Основными особенностями самолета Су-30М2 являются:
— модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей;
— новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов;
— улучшенная система навигации и радиосвязи;
— современная аппаратура бортового комплекса обороны;
— широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески;
— система дозаправки топливом в полете;
— усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.

Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.

Она включает в себя две основные системы:
— систему управления вооружением класса «воздух-воздух», состоящую из радиолокационного прицельного комплекса, оптико-электронной прицельной системы и системы индикации на фоне лобового стекла;
— систему управления вооружением класса «воздух-поверхность», обеспечивающую применение широкой номенклатуры высокоточного оружия для поражения наземных целей, а также отображение всей прицельно-навигационной информации на 4-х многофункциональных индикаторах, располагающихся на приборных досках кабины экипажа.

Основу информационно-управляющего поля кабины самолета составляют цветные многофункциональные индикаторы МФИ-55, индикатор на фоне лобового стекла (в первой кабине), на которые в графической и цифровой форме выводится весь необходимый объем прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также информация о работе бортовых систем самолета. Наряду с МФИ на приборных досках кабины размещаются и традиционные электромеханические индикаторы, которым отводятся в основном дублирующие функции.

На Су-30М2 стоит БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на Су-27. Радиолокационная станция (РЛС) самолета в режиме «воздух-воздух» обеспечивает:
— поиск воздушных целей;
— опознавание государственной принадлежности обнаруженных целей;
— атаку целей ракетам и малой и средней дальности с различными системами наведения;
— поиск, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем маневренном бою.
В режиме «воздух-поверхность» БРЛС Н001В обеспечивает:
— всепогодное обнаружение, измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей;
— выдачу координат наземных (надводных) целей для обеспечения применения ракет Х-31А, Х-35Э, Х-59МК.

Оптико-электронная прицельная система включает в себя оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания. Оптико-локационная станция самолета Су-30М2, представляющая собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера-целеуказателя, используется для обнаружения и сопровождения воздушной цели в передней и задней ее полусферах по ее тепловому излучению, измерения дальности лазерным лучом до воздушной и наземной цели, а также может применяться для лазерного подсвета наземной цели при применении управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с полуактивной лазерной головкой самонаведения.

Основной внешней отличительной чертой Су-30М2 ВВС России являются два хвостовых киля с плоской верхней кромкой. Первый заказ на производство Су-30М2 для российских ВВС был получен летом 2009 года. Эти самолеты имеют много общего с одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны заказало четыре истребителя Су-30М2 и двенадцать Су-27СМ3. Специалисты предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей. На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20 машин. На декабрь 2013 года было поставлено четыре самолета. Су-30СМ, внешне достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ — корпорацией «Иркут».

Су-30М2 имеет, по мнению специалистов, незначительный модернизационный потенциал.

ЛТХ:

Модификация: Су-30М2
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,90
Высота самолета, м : 6,40
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса
— норм. взлетная: 24900
— макс. взлетная: 34500
Масса топлива, кг
— нормальная: 5270
— максимальная: 9720
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
— на высоте: 2100 (М=2,0)
— у земли: 1400
Практическая дальность, км
— без дозаправки: 3000
— с одной дозаправкой в воздухе: 5600
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов.
Боевая нагрузка — 8000 кг на 12 пилонах (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг):
— до 6 х УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 х Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
— до 6 х УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25ЛД; или 2 УР Х-59МЭ;
— 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л;
— свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
— 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
— до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
— НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.

Истребитель Су-30М2.

Истребитель Су-30М2.

Истребитель Су-30М2.

Истребитель Су-30М2.

Истребитель Су-30М2.

Истребитель Су-30М2 после взлета.

Истребитель Су-30М2 после взлета.

Истребитель Су-30М2 в полете.

Истребитель Су-30М2 заходит на посадку.

Истребитель Су-30М2 заходит на посадку.

Истребитель Су-30М2 после посадки.

Истребитель Су-30М2 после посадки.

Кабина Су-30М2.

Кабина летчика Су-30М2.

Кабина летчика Су-30М2.

Кабина штурмана Су-30М2.

.

.

Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Сухой Су-30М2».
Фотоархив сайта russianplanes.net
Форум сайта «RusArmy.com». Кабины самолётов (фотографии).