Многоцелевой истребитель МиГ-29Н.
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.
«Малайзийский» контракт считается одним из наиболее крупных успехов МАПО «МИГ» и российской оборонной промышленности в целом на международном рынке вооружений середины 90-х годов. Согласно договору, подписанному в Куала-Лумпур 7 июня 1994 года, Малайзия должна была получить 18 истребителей МиГ-29, включая два учебно-боевых МиГ-29УБ. Общая стоимость контракта была оценена в 560 млн. долл., причем в эту сумму входила поставка еще двух машин для наземных тренировок технического персонала, необходимого вооружения, а также услуги по обучению малайзийских летчиков и техников. Предметом сделки стали модернизированные истребители, относимые специалистами АНПК «МиГ» к модификации МиГ-29СД, имеющие улучшенный радиолокационный прицельный комплекс, расширенную номенклатуру вооружения и увеличенную массу боевой нагрузки.
Заказчик выдвинул также ряд дополнительных требований к самолетам: их предстояло адаптировать к влажному тропическому климату Азиатско-Тихоокеанского региона, оснастить спутниковыми системами связи и навигации и двигателями с увеличенным до 2000 ч ресурсом. Кроме того, было высказано пожелание увеличить дальность полета «мигов» за счет введения системы дозаправки топливом в воздухе. Для сокращения сроков реализации контракта стороны пришли к соглашению о поэтапной модернизации поставляемых самолетов до уровня МиГ-29СД: из России отправлялись серийные МиГ-29 с минимальным объемом доработок (устанавливалось новое связное и навигационное оборудование и подкрыльевые ПТБ), а уже в Малайзии при участии российских специалистов их предполагалось оснастить системой дозаправки, более эффективным РЛПК, новыми ракетами «воздух-воздух» и т.п.
Первые МиГ-29 прибыли в Малайзию в апреле 1995 года, а последнюю машину доставили 5 июня того же года. Истребители транспортировались на грузовых самолетах Ан-124 «Руслан». Из 18 «мигов», получивших здесь названия МиГ-29Н (MiG-29N) и МиГ-29НУБ (MJG-29NUB), были сформированы 17-я и 19-я эскадрильи ВВС Малайзии. На МиГ-29Н шкалы приборов проградуированы в английской системе счисления, все технические надписи выполнены на английском языке, речевая система предупреждения «Рита» также работает на английском языке. В состав бортового оборудования введена аппаратура радиотехнической навигационной системы AN/ARN-139 TACAN, установлен приемник спутниковой навигационной системы GPS.
Самолеты имеют серую камуфляжную окраску и опознавательные знаки (желтая 14-лучевая звезда на фоне белого круга, вписанного в зеленый квадрат) на воздухозаборниках и поверхностях крыла. Весной 1996 года «миги» приняли участие в учениях малайзийских ВВС под кодовым названием «Джагух» (Jagukh) и получили самую высокую оценку специалистов. С 22 по 30 июня того же года один из малайзийских МиГ-29 (бортовой № М43-05) был показан на авиашоу в столице Индонезии Джакарте. С 12 по 30 апреля 1997 года в Южно-Китайском море проводились очередные учения «Флайинг Фиш’97» (Flying Fish’97) ВВС и ВМС пяти стран: Малайзии, Сингапура, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Они стали наиболее крупными маневрами в истории Пакта о пятисторонней оборонительной деятельности. В учениях принимало участие свыше 12 тысяч военнослужащих, 39 военных кораблей и 164 самолета, в том числе МиГ-29 и F-5E Королевских ВВС Малайзии. В ходе учений отрабатывалось взаимодействие вооруженных сил пяти стран при отражении нападения на Малайзию и Сингапур. В частности, проводились совместные полеты различных типов самолетов с дозаправкой топливом в воздухе.
Наибольшее впечатление на военных специалистов из стран-участниц произвели действия истребителей МиГ-29. Летчики, технический и командный состав малайзийских ВВС выразили удовлетворение высокими боевыми, летными и эксплуатационными качествами российских самолетов. По их оценке, истребители выполнили все возложенные на них задачи. В ходе учений была обеспечена оперативная готовность 14 из 16 одноместных самолетов МиГ-29, входящих в настоящее время в состав ВВС Малайзии. Подготовка машин к полетам и их техническое обслуживание проводились при участии откомандированных из России специалистов ВПК «МАПО».
К весне 1998 года совместными усилиями малайзийских и российских инженеров была завершена модернизация первого малайзийского МиГ-29. Он получил двигатели с увеличенным ресурсом и систему дозаправки гопливом в полете. Облет доработанной машины был произведен летчиком-испытателем МАПО «МиГ» Р.П.Таскаевым 8 апреля 1998 года. На следующем этапе модернизации планируется довести малайзийские «миги» до стандарта МиГ-29СД, оснастив их радиолокационным прицельным комплексом «Топаз» и ракетами РВВ-АЕ.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-29Н
Размах крыла, м: 11,36
Длина, м: 17,32
Высота, м: 4,73
Площадь крыла, м2: 38,06
Масса, кг
-пустого самолета: 11000
-нормальная взлетная: 15300
-максимальная взлетная: 19700
Топливо, кг
-внутреннее: 4300
-ПТБ: 3800
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс: 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2450
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-на малой высоте: 710
-на большой высоте: 1430
-с ПТБ: 2900
-с одной дозаправкой: 5200
Макс.скороподъемность, м/мин: 19800
Практический потолок, м: 18000
Экипаж: 1
Вооружение: одна 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Боевая нагрузка: 4000 кг на шести подкрыльевых узлах — 2-4 УР «воздух-воздух» Р-27Р, ЭР, ЭМ и до 6 Р-73, Р-60М, Р-77, бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ НАР 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б.
МиГ-29Н ВВС Малайзии.
МиГ-29Н ВВС Малайзии.
МиГ-29Н ВВС Малайзии, авиабаза Ахмед Шах, 2007 г.
МиГ-29Н ВВС Малайзии, авиабаза Ахмед Шах, 2007 г.
Звено МиГ-29Н ВВС Малайзии на авиашоу LIMA-2011.
МиГ-29Н ВВС Малайзии после посадки.
МиГ-29Н ВВС Малайзии после посадки.
МиГ-29Н ВВС Малайзии после посадки.
МиГ-29Н ВВС Малайзии. Рисунок.
.
Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый «МиГ».
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная «Девятка».
Полигон. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев. МиГ-29.
Сайт «Уголок неба». 2006 страница: «МиГ МиГ-29Н».
Фотоархив сайта russianplanes.net