Противопожарный самолет Бе-12П «Чайка».
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1992 г.
Бе-12П — противопожарный самолет, разработанный в ТАНТК им.Г.М.Бериева на базе противолодочного самолета-амфибии Бе-12. При разработке самолета, предназначенного для тушения лесных пожаров, использована его способность быстро наполнять специальные емкости водой с помощью заборного устройства, глиссируя по поверхности пригодного для этих целей водоема.
Противопожарный самолет создавался под руководством заместителя Генерального конструктора ТАНК В.Ф.Пономарева на базе полученного из авиации ВМФ самолета Бе-12. С самолета сняли бомбовооружение и другое оборудование, в грузоотсеке установили бак на 4500 л, в носовой части — два бака общей емкостью 1500 л, систему забора воды из водоема, ее сброса, оборудование для заправки водой на аэродроме.
При глиссировании но водной поверхности со скоростью 120 км/ч на полную заправку водой затрачивалось до 50 сек. и она могла быть сброшена на очаги пожара, удаленные на расстояние до 100 км от водоема.
Первая демонстрация Бе-12П состоялась на Мосаэрошоу в Жуковском в сентябре 1993 года. Он неплохо показал себя при тушении лесных пожаров в различных регионах страны, продемонстрировав преимущества перед летательными аппаратами других типов.
При создании нового многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200, базовый вариант которого предназначался для тушения лесных пожаров, на ТАНТК им. Г.М.Бериева решался целый комплекс конструктивных проблем. Необходимо было создать систему пожарного оборудования, которая имела бы при наборе воды на глиссировании минимальные нагрузки в трубопроводах и обеспечивала наполнение баков водой на таких скоростях движения самолёта, при которых создаются минимальные нагрузки на днище самолёта. Это даёт уменьшение расхода топлива и сохранение ресурса двигателя и конструкции. При этом время набора воды сокращается до 12-20 с. Для испытания такой системы и была создана летающая лаборатория Бе-12П-200.
Для переделки был взят серийный самолёт Бе-12 (заводской № 8601301). Ведущим конструктором по Бе-12П-200 был назначен Ю.Г.Дурицын. Работы проводились в ТАНТК с августа 1994 по июнь 1996 года.
В фюзеляже самолёта Бе-12П-200 установлены два бака по 6 м3. Каждый из них разделён на две равные части и имеет створки для сброса воды и дренажные каналы, выходящие соответственно на правый и левый борта лодки. На борту самолёта установлены: контрольно-измерительная аппаратура, прицельное оборудование для сброса воды, приборы для оценки окружающей среды в зоне пожара и наличия плавающих предметов на акватории посадки.
Первый полёт на Бе-12П-200 был выполнен 9 августа 1996 года ведущим лётчиком-испытателем К.В.Бабичем. Испытания продолжались до октября 1996 года. В ходе испытаний было выполнено 37 режимов забора и сброса воды.
Самолет-амфибия Бе-12П-200 обладает способностью забора от 4,5 до 6 тонн воды при глиссировании за 15-20 секунд при максимальной высоте волны 0,8 метра. Набор воды в емкости системы пожарного оборудования самолет-амфибия может производить на акватории морей, озер, рек на скоростях глиссирования близких к взлетным. Также предусмотрена возможность заправки емкостей пожарного оборудования от наземных источников, в условиях аэродромного базирования. За одну заправку самолет способен доставить и сбросить в зону лесного пожара до 140 тонн воды. Самолет зарекомендовал себя в качестве эффективного средства как по точечным, так и по площадным пожарам. Помимо этого самолет-амфибия Бе-12П-200 может обеспечить создание барьера распространению пожара при ветреной погоде.
Самолет оснащен комплексом и пилотажно-навигационного и связного оборудования обеспечивающим навигацию и управление полетом самолета на всех этапах в любых метеоусловиях в любое время года и суток.
Оснащенность самолета-амфибии Бе-12П-200 силовой установкой на базе турбовинтовых двигателей АИ-20Д позволяет эксплуатацию самолета в жарких климатических условиях (при температуре воздуха до +45°С).
По требованию Заказчика на самолет может быть дополнительно установлено иностранное радио-навигационное оборудование, предназначенное для выполнения полетов по международным воздушным трассам н нижнем воздушном пространстве днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях с выполнением заходов на посадку визуально, по ОСП, VOR/DME, по ILS. Кабина экипажа не герметична, поэтому для полетов по трассам используются эшелоны до 4000-4500 метров, хотя все самолетные системы позволяют выполнять полет на высотах до 8000 метров, при питании всех членов экипажа кислородом.
Самолет-амфибия Бе-12П-200 имеет «Удостоверение о годности к полетам экспериментального воздушного судна». В случае продажи самолета иностранному Заказчику необходимо получить разрешение официальных властей страны Заказчика для эксплуатации самолета.
Возможна установка дополнительного противопожарного, пилотажно-навигационного и связного оборудования, обеспечивающего возможность полетов за рубежом.
На протяжении 1996-2000 годов самолет успешно эксплуатировался на тушении лесных пожаров в Краснодарском, Хабаровском, Ставропольском краях, Иркутской, Ивановской, Ростовской областях, на Черноморском побережье Краснодарского края.
Модификации :
Бе-12П — противопожарный самолет-амфибия (1992 г.)
Бе-12П-200 — второй вариант противопожарного самолета-амфибии (1996 г.)
ЛТХ:
Модификация: Бе-12П-200
Размах крыла, м: 29,84
Длина самолета, м: 30,11
Высота самолета, м: 7,40
Площадь крыла, м2: 99,00
Масса, кг
-пустого самолета: 24000
-нормальная взлетная: 34500
-максимальная взлетная: 36000
-топлива: 9000
Тип двигателя: 2 х ТВД АИ-20Д
-мощность, э.л.с.: 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч: 540
Крейсерская скорость, км/ч: 460
Практическая дальность, км: 3570
Боевой радиус действия, км: 500
Практический потолок, м: 8400
Экипаж, чел: 4.
Бе-12П на авиасалоне МАКС-1993.
Бе-12П на стоянке.
Бе-12П готовится к забору воды с глиссирования.
Сброс воды с Бе-12П.
Бе-12П-200 на стоянке.
Бе-12П-200 на рулежке.
Взлет с воды Бе-12П-200.
Бе-12П-200 в полете.
Бе-12П-200 производит набор воды на глиссировании.
Сброс воды с Бе-12П-200.
Бе-12П-200 выруливает на пирс.
Бе-12П-200 на рулежке.
Бе-12П. Рисунок.
Проекции Бе-12П. Рисунок.
Бе-12П-200. Рисунок.
Бе-12П. Схема.
.
.
Список источников:
Анатолий Артемьев. Бе-12 : самолет трех стихий
Александр Мельников. Современная авиация России. Бе-12П-200
Авиация и Время. В.Н.Мартыненко, А.И.Сальников. «Чайка» из Таганрога
Авиация и Время. Анатолий Артемьев. «Чайка» над морем
Крылья Родины. Николай Якубович. «Чайки» над морем
Авиация и Время. Михаил Левтеров. Когда «Чайка» спускается на землю
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Бериев Бе-12П Чайка».