Многоцелевой учебно-боевой истребитель МиГ-29УБТ.

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.0.МиГ-29УБТ

МиГ-29УБТ (9-52) — глубокая модификация учебно-боевого самолета МиГ-29УБ, двухместный многофункциональный самолет с использованием новых подходов к построению БРЭО.

Параллельно с созданием модернизированного самолета МиГ-29СМТ в МАПО МИГ начались работы и над модернизированным вариантом МиГ-29УБ, в конструкции которого внедрялись усовершенствования, отработанные для одноместного истребителя. В 1998 году был создан первый опытный самолет МиГ-29УБТ. Комплект доработок, близкий соответствующему комплекту МиГ-29СМТ, позволил аналогичным образом модернизировать и учебно-боевой самолет, превратив его в мощную многофункциональную боевую машину, способную вести борьбу с наиболее «сложными» наземными и воздушными целями. МиГ-29УБТ получил два накладных топливных бака, позволивших значительно улучшить характеристики дальности. Практически полной замене подверглось БРЭО самолета. В состав бортового оборудования включена многофункциональная импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Оса-2», установленной в носовой части фюзеляжа. Станция, работающая в сантиметровом диапазоне, оснащена фазированной антенной решеткой. Она способна обнаруживать цель класса «истребитель» (ЭПР — 5 м2) на дальности 85 км и сопровождать на дальности до 65 км. Сканирование по азимуту и углу места осуществляется в диапазоне ±60°. Осуществляется одновременное обнаружение до восьми целей и одновременное наведение ракет на четыре цели во всей зоне сканирования. Новая РЛС позволяет применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности, широкую номенклатуру ракет «воздух-поверхность» и корректируемых бомб, в том числе ракет Х-59 с телевизионно-командным наведением и реализовывать групповые действия.

На подфюзеляжном узле подвески возможно размещение контейнеров с навигационно-прицельной РЛС миллиметрового диапазона или другим оборудованием, оптимизированная для действия по наземным целям. В хвостовой части фюзеляжа размещается РЛС бокового обзора. Так как за счет модернизации БРЭО на самолете МиГ-29УБТ высвободились дополнительные внутренние объемы, появилась возможность установить на двухместном истребителе комплекс РЭБ и аппаратуру защиты задней полусферы. Приборное оборудование передней кабины практически аналогично кабинному оборудованию самолета МиГ-29СМТ (его основа — два цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах МФИ 6″х 8″). В задней кабине установлены три таких индикатора.

Многоцелевой самолет МиГ-29УБТ может обеспечить выполнение специальных боевых задач на большом удалении от линии фронта, в том числе и на предельно малой высоте. По оценкам, боевая эффективность самолета превысит соответствующий показатель МиГ-29УБ в 6,5 раза при действии по воздушным целям и в 8 раз — при действии по земле.

В целом конструкция самолета МиГ-29УБ (УБТ) подобна конструкции одноместного истребителя МиГ-29 (МиГ-29СМТ). Фюзеляж МиГ-29УБ(УБТ) удлинен по сравнению с одноместным истребителем на 100 мм. Самолет МиГ-29УБТ имеет два накладных топливных бака, аналогично самолету МиГ-29СМТ. Возможна установка накладного модуля системы дозаправки в воздухе с убираемой штангой, аналогичного отработанному для МиГ-29СМТ.

В двухместной кабине учебно-тренировочного варианта самолета, закрываемой общим фонарем, размещаются обучаемый летчик (впереди) и летчик-инструктор (сзади). Над рабочим местом летчика-инструктора на крышке фонаря установлен перископ с выпускаемым в поток зеркалом для наблюдения вперед (используется при взлете и посадке). В обеих кабинах установлены катапультные кресла К-36ДМ. На самолете МиГ-29УБТ в боевой конфигурации в передней кабине находится летчик, а в задней — штурман-оператор. Из обеих кабин возможно управление самолетом и двигателем, а также пилотажно-навигационным оборудованием, вооружением, средствами связи и системами внутрикабинной сигнализации.

Опытный самолет был построен в конце мая 1998 года и совершил первый полет в августе того же года. Весной 1999 года в кооперации с НГАЗ «Сокол» завершена сборка второго летного экземпляра МиГ-29УБТ, первый вылет которого состоялся 24 мая 1999 года. Самолет МиГ-29УБТ готов к серийному производству. Планируется, что в ближайшее время ВВС России закупят 20-40 самолетов МиГ-29УБТ. Ожидается, что еще 120 машин будет доработано для ВВС зарубежных стран. Стоимость доработки одного самолета МиГ-29УБ в вариант МиГ-29УБТ составляет лишь 30% от стоимости нового серийного самолета.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-29УБТ
Размах крыла, м: 11,36
Длина, м: 17,42
Высота, м: 4,73
Площадь крыла, м2: 31,80
Масса, кг
-пустого самолета: 12100
-нормальная взлетная: 16800
-максимальная взлетная: 21000
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс: 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2230 (М=2,1)
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-на малой высоте: 680
-на большой высоте: 1410
-большой высоте с одним ПТБ: 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин: 19800
Практический потолок, м: 17500
Экипаж: 2
Вооружение: одна 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Боевая нагрузка — 5000 кг на 7 узлах нагрузки:
— УР «воздух-воздух» Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР, Р-27ЭТ, РВВ-АЕ и Р-73;
— УР «воздух-поверхность» Х-29Л, Х-29Т и Х-59М, ПРЛУР Х-31П, ПКР УР Х-31А и Х-35;
— УАБ КАБ-500кр и КАБ-500Л, бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ;
— НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б.

1.Опытный МиГ-29УБТ.

Опытный МиГ-29УБТ.

2.МиГ-29УБТ на стоянке.

МиГ-29УБТ на стоянке.

3.Арсенал МиГ-29УБТ.

Арсенал МиГ-29УБТ.

4.МиГ-29УБТ на рулежке.

МиГ-29УБТ на рулежке.

5.МиГ-29УБТ на взлете.

МиГ-29УБТ на взлете.

6.МиГ-29УБТ на взлете. 2

МиГ-29УБТ на взлете.

7.МиГ-29УБТ после взлета.

МиГ-29УБТ после взлета.

8.МиГ-29УБТ в полете.

МиГ-29УБТ в полете.

9.МиГ-29УБТ буксируют на стоянку авиасалона.

МиГ-29УБТ буксируют на стоянку авиасалона.

8.МиГ-29УБТ. Схема.

МиГ-29УБТ. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель МиГ-29.
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний.
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная «Девятка».
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый «МиГ».
Владимир Ильин. МиГ-29, «Мираж» 2000, F-16. Звезды четвертого поколения.
Фотоархив сайта russianplanes.net