Бомбардировщик «Анадва ВХ» (Хиони № 4).

Разработчик: Анатра
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.0.Хиони №4

Одесский гражданин греческого происхождения Василий Николаевич Хиони является одним из первых российских летчиков и конструкторов самолетов. Летному делу учился во Франции, там же непродолжительное время работал на заводе «Антуаннет». По возвращении в Россию становится инструктором Одесского аэроклуба, где ведет обучение полетам. В частности, Хиони учил летать знаменитого впоследствии русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева.

Свой первый самолет, выполненный по схеме двухместного моноплана с двигателем «Gnome» 100 л.с. В.Н.Хиони построил в 1912 году. Тогда же, совместно с В.П.Невдачиным, установил поплавковое шасси на «Фарман-IV», который вполне успешно летал с воды. В дальнейшем участвовал в деятельности завода А.А.Анатра как конструктор и летчик-испытатель.

В 1916 году в соответствии с заданием Полевого Управления Воздушного флота Хиони предложил проект двухмоторного, двухфюзеляжного самолета на базе «Анаде». Использовались элементы крыла и удлиненные фюзеляжи серийного «Анаде». На крайних крыльевых стойках для повышения путевой устойчивости имелись дополнительные вертикальные поверхности. Летчик находился в левом фюзеляже, стрелок-наблюдатель в правом фюзеляже. Третий член экипажа — воздушный стрелок — размещался в специальной обтекаемой гондоле, устроенной в центре верхнего крыла.

Самолет получил обозначение «Анадва ВХ» или «Двухвостка», при его постройке впервые использовали корабельную технологию изготовления. Весь самолет в натуральном масштабе вычертили на фанерных листах, с которых снимались плазы и шаблоны при последующем изготовлении всех частей и деталей.

Первый экземпляр, оснащенный двигателями «Gnom Monosoupape» выпустили в июне 1916 года. Испытания в воздухе провел лично В.Н.Хиони в начале июля 1916 года. При удовлетворительных характеристиках устойчивости и управляемости сказывалась недостаточная мощность двигателей, поэтому развитие самолета продолжилось. К весне 1917 года построили второй экземпляр, оснащенный двумя двигателями «Salmson» мощностью 150 л.с. Фюзеляжи на этой машине взяли от «Анасаль», соответственно увеличили размах крыльев, изменили конструкцию шасси. Коробчатые радиаторы охлаждения двигателей размещались по бортам фюзеляжей, с внутренней их стороны. Количество экипажа возросло до 5 человек с размещением одного из них в верхней, обтекаемой гондоле.

После испытаний, проведенных в мае 1917 года летчиком Д.М.Зубковым, признавалось, что «Двухвостка» может использоваться в качестве легкого бомбардировщика. В связи с недостатком самолетов «Илья Муромец» самолет Хиони предполагался для снабжения Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). 3 ноября 1917 года последовал заказ на 50 экземпляров, который по причине осложнившейся политической обстановки не был реализован.

Одновременно с сухопутным назначением, В.Н.Хиони надеялся использовать свой двухфюзеляжный самолет в морском варианте. Для этого в середине 1917 года «Двухвостку» оборудовали поплавковым шасси и испытали на Черном море в районе Одессы. 11 августа 1917 г. самолет, управляемый конструктором, потерпел аварию при посадке на воду, при этом пассажир, находящийся в верхней кабине, выпал из нее и утонул. Несмотря на значительный интерес к «Двухвостке» в морском варианте, дальнейшего продолжения эти опыты не имели.

В 1920 году В.Н.Хиони возобновил свою деятельность в самолетостроении. У него имелся вполне проработанный проект большого, четырехмоторного самолета с суммарной мощностью силовой установки 1000 л.с. В варианте бомбардировщика нагрузка составляла 1000 кг бомб, в гражданском варианте самолет рассчитывался для перевозки 18 пассажиров.

Летом 1921 года одесский авиазавод, под обозначением Государственные авиамастерские № 7 (ГАМ № 7), включили в число действующих авиапредприятий Советской республики, а В.Н.Хиони назначили главным конструктором. К этому моменту Хиони восстановил свой двухфюзеляжный самолет под обозначением «Хиони № 4». Машина подверглась дополнительным улучшениям: установили двигатели «Salmson» 160 л.с., радиаторы водяного охлаждения разместили в плоскости верхнего крыла, для увеличения дальности полета в пространстве между фюзеляжами над центропланом нижнего крыла оборудовали топливный бак обтекаемой формы на 410 кг бензина. Самолет окрасили в зеленый защитный цвет, на его вертикальном оперении нарисовали орлов с распростертыми крыльями, а на дополнительных вертикальных крыльевых поверхностях и носовой части верхней гондолы в зубчатом круге нанесли стилизованную надпись — «В.Хиони».

С восстановлением двухфюзеляжного самолета и последующими его испытаниями связывались определенные надежды на получение последующих заказов. Для демонстрации машины конструктор лично перелетел на ней во второй половине лета 1921 года в Москву, на Центральный аэродром. Здесь, в начале 1922 года «Хиони № 4» был сильно поврежден севшим на него учебным самолетом «Ньюпор». После ремонта, в конце 1922 года и начале 1923 года на № 4 осуществили несколько десятков успешных полетов. Летали П.Столяров и К.К.Арцеулов с пассажиром Е.Ф.Бурче. По отзывам Арцеулова «Хиони № 4» был послушен в управлении, имел короткий разбег и хорошую скороподъемность.

Но по оценке специалистов, конструкция самолета была морально устаревшей, а его летные характеристики далеко отставали от требований времени. В итоге «Хиони № 4» остался в единственном экземпляре. В 1923 году самолет передали в летную школу в г. Серпухове, где он эксплуатировался в качестве учебного аппарата. Дальнейшего продолжения не имел.

ЛТХ:

Модификация: Анатра «Анадва ВХ» (Хиони № 4)
Размах крыла, м: 19,10
Длина, м: 8,10
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1280
-нормальная взлетная: 1930
Тип двигателя: 2 х ПД «Salmson» / «Gnom Monosoupape»
-мощность, л.с.: 2 х 120
Максимальная скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 121
Практическая дальность, км: 450
Скороподъемность, м/мин: 132
Практический потолок, м: 4000
Экипаж: 6
Вооружение: до 5 пулеметов и до 350 кг бомб.

2.Хиони №4 с двигателями Salmson.

Бомбардировщик «Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape».

Бомбардировщик «Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape».

«Анадва ВХ» с двигателями «Salmson».

1.Хиони №4 с двигателями Gnom Monosoupape на Ходынском аэродроме.

Бомбардировщик «Хиони №4» с двигателями  «Salmson» на Ходынском аэродроме.

«Хиони №4» с двигателями  «Salmson».

«Хиони №4» с двигателями  «Salmson».

«Хиони №4» с двигателями  «Salmson». У самолета Н.Хиони (в центре) и К.Арцеулов (слева).

3.Анадва с двигателями Gnom Monosoupape. Поплавковый вариант. Схема.

«Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape». Поплавковый вариант. Схема.

6.Хиони № 4 с двигателями Gnom Monosoupape. Схема

«Хиони № 4» с двигателями «Salmson». Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Андрей Савин. Русский авиационный музей.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Журнал «Самолет» № 1 (3) 1924 г.
Журнал «авиАМастер»№ 5 за 2000 г. Вячеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. Одесские «французы» в русской авиации.
Журнал «Крылья» № 02 за 2011 г. Михаил Орлов. «Стадо слонов».
Сайт » Уголок неба». 2018 г. страница: «Анатра Анадва тип ВХ».