Разведывательный и наблюдательный самолет Farman HF.27.

Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.

В начале 1915 появился «Фарман» HF.27 — дальнейшее развитие типа HF.22 с рядом существенных изменений в конструкции планера и силовой установки. Это был трехстоечный биплан с крыльями одинаковых размеров, с хвостовой фермой, сходившейся к рулю направления, с низкой (чуть выше колен) гондолой и четырехколесным шасси. Крылья имели удлинение 8, конструкция их деревянная, пояса хвостовых ферм — стальные трубы, все расчалки — рояльная проволока 2,5-мм. В отличие от предыдущих самолетов Анри Фармана, летчик в гондоле размещался спереди, а наблюдатель — сзади. Пулемет устанавливался на шкворне, укрепленном на дуге над головой летчика. В хвостовой части гондолы — двигатель с толкающим винтом. Двигатель 9-цилиндровый, жидкостного охлаждения, звездообразный, «Salmson» мощностью 150 л.с.

В 1915 году на фирме Фармана было построено около 100 машин. Большинство построенных машин применялось в роли разведчиков на второстепенных фронтах: в Македонии, Месопотамии и Палестине. Некоторые из них оснащались аэрофотоаппаратами. 30 самолетов передано англичанам, использовавших их в Дарданелльской операции.

Самолет строился серийно на заводе «Дукс» в 1916 году. Всего было выпущено 50 самолетов, которые применялись в 1916 году в качестве разведчиков авиаотрядами Юго-Западного фронта.

Вызывала сомнение прочность крыльев, которые не выдержали статических испытаний. В связи с этим студентами В.П.Ветчинкиным и А.А.Архангельским под руководством Н.Е.Жуковского были произведены проверочные расчеты самолетов на прочность. Оказалось, что запас прочности их был невелик и расчетные напряжения в деревянных полках лонжеронов достигали 990 кг/см2.

Самолет обладал плохой маневренностью, однако применялся на фронте, и летавший на нем известный военный летчик А.К.Туманский сумел даже сбить немецкий истребитель.

В русских документах самолет обозначался как «Фарман-27», Ф-27, «Фардва».

ЛТХ:

Тип: Фарман-27
Длина самолета, м: 9,22
Размах крыла, м: 16,15
Площадь крыла, м2: 60,60
Масса, кг
-пустого: 700
-взлетная: 1050
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 17,3
Двигатель: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 150
Скорость максимальная у земли, км/ч: 132
Скорость посадочная, км/ч: 60
Потолок практический, м: 4500
Продолжительность полета, ч.: 4
Дальность полета, км: 520
Экипаж, чел: 2.

Самолет-разведчик Farman HF.27 ВВС Франции.

Farman HF.27s ВВС Англии.

Фарман-27 постройки завода «Дукс».

Фарман-27 постройки завода «Дукс».

Подвеска бомб на Фармане-27.

Farman HF.27. Схема.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.