Разведывательный и наблюдательный самолет Farman F.15/16.
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1911 г.
Воодушевленный успехом своей четвертой модели, Henry Farman продолжил ее совершенствование. Он убедился в необходимости гондолы, защищающей пилота и снижающей аэродинамическое сопротивление, отказался от использования переднего руля высоты, соединил элероны так, что когда один опускается, то другой поднимается. В 1912 году появился самолет F.15, вобравший в себя все новшества.
Двухместный полутораплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.
Верхнее крыло этого самолета было значительно большего размаха, чем нижнее. Элероны на нижнем крыле отсутствовали, а на верхнем занимали большую часть размаха крыла. Балки хвостовой фермы были не параллельны, а сходились к рулю поворота. Руль высоты монопланный. На самолетах устанавливались ротативные двигатели «Gnome» мощностью от 70 до 100 л.с., не требовавшие громоздких радиаторов для охлаждения.
F.16, созданный в середине 1913 года по требованию военных, отличался несколько меньшими размерами, площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Этот тип выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс». Всего в России построено около 300 F.16.
Самолеты отличались исключительной простотой пилотирования и надежностью. Уже в 1913 году Фарман F.15 был принят на вооружение французских, английских, российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других странах.
В начале Первой Мировой войны Фарманы широко применялись на всех фронтах. Однако вскоре сказалась слабая энерговооруженность этих машин, не позволяющая должным образом вооружить самолет. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики. В результате к лету 1915 года они были отправлены в учебные части. На восточном фронте, в России, они продержались в боевых частях несколько дольше, а последующая Гражданская война заставила еще раз использовать их по прямому назначению — в качестве разведчиков и самолетов связи.
ЛТХ:
Модификация: Farman F.16.
Размах крыла, м: 13,76
Длина, м: 8,06
Высота, м: 3,16
Площадь крыла, м2: 35,00
Масса, кг
-пустого самолета: 410
-нормальная взлетная: 650
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 70
Максимальная скорость, км/ч: 90
Крейсерская скорость, км/ч: 82
Продолжительность полета, ч.мин: 3.20
Cкороподъемность, м/мин: 36
Практический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный пулемет «Colt», «Vickers» или «Lewis» на шкворне у летнаба.
Farman F.15, 4-й авиационной роты. Аэродром г.Лида. 1913 г.
Farman F.15 в полете.
Праздник на Ходынском поле в честь выпуска заводом «Дукс» 100-го самолета. В кабине самолета Фарман-XV А.М.Габер-Влынский. Апрель 1913 г.
Farman F.16 русской авиации.
Farman F.16 русской авиации.
Farman F.16 в варианте гидроплана. 1-й гидроавиаотряд в Гребном порту Санкт-Петербурга. 1913 г.
Farman F.16 авиационного отдела ОВШ. Гатчина, лето 1913 г.
Farman F.16 авиационного отдела ОВШ. Гатчина, зима 1914 г.
В кабине Farman F.16 летнаб Адлер имитирует сброс авиабомбы.
Вид на кабину Farman F.16.
Фармана-XVI. Сборочный цех завода «Дукс».
Фармана-XVI. Сборочный цех завода «Дукс».
Винто-моторная группа Farman F.16.
Фарман-XVI Красного Воздушного флота.
Farman F.16 в авиамузее.
Farman F.16 РИВВФ. Рисунок.
Farman F.16 РИВВФ. Рисунок.
Farman F.16. Схема.
.
.
Список источников:
Сергей Острожинский . Доисторическая Авиация — Farman F.15/16/20.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Farman F.15/16».