Летающая лодка Г.А.Фриде.
Разработчик: Г.А.Фриде
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.
Морской летчик Георгий Анатольевич Фриде являлся испытателем многих морских самолетов. Известен тем, что первым пролетел на летающей лодке М-5 под Троицким мостом в Петрограде. В частности, именно он проводил испытания летающей лодки Виллиша BM-1, снабженной специальными устройствами в виде небольших подводных крыльев, так называемых «ножей». Возможно, Фриде первым предложил подобное устройство в разработанном им в 1916 году самолете, представляющем собой летающую лодку с крыльями и хвостовым оперением от самолета «Моран-Парасоль» (Morane L). Корпус лодки с большой килеватостью, с одним реданом, в передней части оборудован указанными «ножами» (судя по фотографиям их правильнее назвать «гребенками»). Двигатель в обтекателе крепился на центральном узле, к которому крепились и крылья.
Самолет построили на заводе В.А.Лебедева в 1916 году. Испытания, проведенные лично изобретателем и летчиком Грузиновым, показали, что эффект от «ножей» оказался велик — благодаря их наличию лодка выходила из воды не успев набрать скорость. При их устранении самолет не выходил на редан и не отрывался от воды.
Практически в одно время с работой над морским «Парасолем» Фриде разрабатывал проект крупного морского самолета, с расчетным полетным весом 6 тонн, с тремя двигателями «Роллс-Ройс» 300 л.с. Самолет не строился.
Сборка летающей лодки лейтенанта Г.А.Фриде.
Модель летающей лодки Г.А.Фриде.
Модель летающей лодки Г.А.Фриде.
Летающая лодка Фриде. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России. 1910-1999 гг.