Летающая лодка Г.А.Фриде.

Разработчик: Г.А.Фриде
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.

Морской летчик Георгий Анатольевич Фриде являлся испытателем многих морских самолетов. Известен тем, что первым пролетел на летающей лодке М-5 под Троицким мостом в Петрограде. В частности, именно он проводил испытания летающей лодки Виллиша BM-1, снабженной специальными устройствами в виде небольших подводных крыльев, так называемых «ножей». Возможно, Фриде первым предложил подобное устройство в разработанном им в 1916 году самолете, представляющем собой летающую лодку с крыльями и хвостовым оперением от самолета «Моран-Парасоль» (Morane L). Корпус лодки с большой килеватостью, с одним реданом, в передней части оборудован указанными «ножами» (судя по фотографиям их правильнее назвать «гребенками»). Двигатель в обтекателе крепился на центральном узле, к которому крепились и крылья.

Самолет построили на заводе В.А.Лебедева в 1916 году. Испытания, проведенные лично изобретателем и летчиком Грузиновым, показали, что эффект от «ножей» оказался велик — благодаря их наличию лодка выходила из воды не успев набрать скорость. При их устранении самолет не выходил на редан и не отрывался от воды.

Практически в одно время с работой над морским «Парасолем» Фриде разрабатывал проект крупного морского самолета, с расчетным полетным весом 6 тонн, с тремя двигателями «Роллс-Ройс» 300 л.с. Самолет не строился.

1..

Сборка летающей лодки лейтенанта Г.А.Фриде.

Модель летающей лодки Г.А.Фриде.

Модель летающей лодки Г.А.Фриде.

Модель летающей лодки Г.А.Фриде.

Модель летающей лодки Г.А.Фриде.

Летающая лодка Фриде. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России. 1910-1999 гг.