Торпедоносец-бомбардировщик ГАСН.

Разработчик: Григорович, Голенищев-Кутузов, Шишмарев
Страна: Россия
Первый полет: 1917 г.

Успешное боевое применение самолетов «Илья Муромец» в составе Эскадры воздушных кораблей изменили взгляды морского руководства на возможность применения сухопутных вариантов машины для нужд флота. Летом 1915 года последовал запрос о передаче нескольких аппаратов морской авиации. Но из-за острой нехватки самолетов на фронтах ни в 1915-м, ни в 1916 году «Муромцы» во флот так и не попали.

К лету 1916 года англичане уже имели некоторый опыт боевого применения самолетов-торпедоносцев, в том числе машин типа «Шорт» в Дарданеллах. Опираясь на это, старший лейтенант флота Иван Иванович Голенищев-Кутузов, один из потомков великого фельдмаршала, разработал предварительный проект гидросамолета-торпедоносца. Будучи профессиональным моряком, Иван Иванович, однако, понимал, что ни знаний, ни опыта в создании самолетов у него нет. Поэтому он поделился своей идеей с главным конструктором завода ПРТВ С.С.ЩетининаДмитрием Павловичем Григоровичем. В 1915 году Голенищев-Кутузов занимался на этом предприятии своим проектом глиссирующего катера для торпедных атак.

Общий замысел Голенищева-Кутузова лег в основу проекта первого отечественного гидросамолета-торпедоносца ГАСН. Его обозначение представляло собой сокращение слов: «гидроаэроплан специального назначения», поскольку применение авиации для торпедометания считалось важным государственным секретом.

ГАСН предполагалось оснастить двумя самыми мощными авиационными двигателями из имевшихся в наличии — моторами «Renault» мощностью по 220 л.с. Торпеда подвешивалась между поплавков. Заинтересованность флота в таком самолете была настолько большой, что сразу, то есть до постройки опытного экземпляра и завершения испытаний, был выдан заказ на постройку серии из 10 машин, реализация которого началась с конца 1916 года. Голенищев-Кутузов был назначен наблюдающим за постройкой самолетов ГАСН на заводе С.С.Щетинина.

В конце 1916 года на заводе ПРТВ С.С.Щетинина началась постройка самолета ГАСН с торпедной установкой, спроектированной на заводе «Новый Лесснер» в Петрограде. Использовалось и обозначение «СОН» — самолет особого назначения. В любом случае предполагалось создать самолет, способный выполнять функции морского торпедоносца.

Историк авиации В.Б.Шавров указывает что соавтором проекта ГАСН является М.М.Шишмарев — заведующий конструкторским бюро на заводе Щетинина (в начале 1920-х находился на заводе ГАЗ № 1 в Москве, где по его проекту построили разведчик Р-III).

ГАСН представлял собой крупный двухмоторный поплавковый трехстоечный биплан, способный нести 450 кг торпеду. Двигатели «Rolls-Royce» мощностью 250 л.с. или «Renault.WC» в 220 л.с. Фюзеляж с фанерной обшивкой, хвостовое оперение бипланного типа. Экипаж 3-4 человека с двумя воздушными стрелками для обороны передней и задней полусфер.

Первый вылет состоялся 24 августа 1917 года в Петрограде под управлением ст. лейтенанта А.Е.Грузинова. Наряду с хорошей мореходностью и управляемостью на воде, выяснилась необходимость улучшения центровки и повышения эффективности рулей. В сентябре, при проведении полетов, сломался один поплавок. Самолет починили и снова испытали в полете. Дальнейшая доводка ГАСН в связи с революционным хаосом и неразберихой, оказалась невозможной. Иван Иванович Голенищев-Кутузов эмигрировал из России, он скончался в далекой Бразилии 2 января 1946 года и похоронен в городе Сан-Пауло.

К работам над торпедоносцем удалось вернутся лишь в 1920 году. В ноябре ГАСН отремонтировали и летчик Л.И.Гикса приступил к его испытаниям. Первый полет завершился посадкой в море из-за остановки двигателя. В течение суток самолет дрейфовал, после чего вмерз в лед в трех километрах от берега. С повреждениями ГАСН эвакуировали в надежде на продолжение летных экспериментов. Продолжения, однако, не последовало и история торпедоносца на этом закончилась.

ЛТХ:

Модификация: ГАСН
Размах крыла, м: 28,00
Длина, м: 14,50
Площадь крыла, м2: 150,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: —
Тип двигателя: 2 х ПД «Renault.WC»
-мощность, л.с.: 2 х 250; 2 х 220
Максимальная скорость, км/ч: 110-120
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Продолжительность полета, ч: 7
Экипаж, чел: 3-4
Вооружение: один-два пулемета, одна торпеда или до 480 кг бомб.

1.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

3.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

5.Носовая часть самолета ГАСН.

Носовая часть гидросамолета ГАСН.

6.Винто-моторная группа самолета ГАСН.

Винто-моторная группа гидросамолета ГАСН с двигателем «Renault.WC».

7.Хвостовое оперение ГАСН.

Хвостовое оперение гидросамолета ГАСН.

8.ГАСН выруливает на старт.

Гидросамолет ГАСН выруливает на старт.

9.ГАСН. Схема 1.

ГАСН. Схема 1.

10.ГАСН. Схема 2

ГАСН. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
Журнал «Крылья Родины» 02-1997. Владимир Иванов. Богатырь с торпедой.
Фотоархив Петра Заики.