Торпедоносец-бомбардировщик ГАСН.

Разработчик: Григорович, Голенищев-Кутузов, Шишмарев
Страна: Россия
Первый полет: 1917 г.

Успешное боевое применение самолетов «Илья Муромец» в составе Эскадры воздушных кораблей изменили взгляды морского руководства на возможность применения сухопутных вариантов машины для нужд флота. Летом 1915 года последовал запрос о передаче нескольких аппаратов морской авиации. Но из-за острой нехватки самолетов на фронтах ни в 1915-м, ни в 1916 году «Муромцы» во флот так и не попали.

К лету 1916 года англичане уже имели некоторый опыт боевого применения самолетов-торпедоносцев, в том числе машин типа «Шорт» в Дарданеллах. Опираясь на это, старший лейтенант флота Иван Иванович Голенищев-Кутузов, один из потомков великого фельдмаршала, разработал предварительный проект гидросамолета-торпедоносца. Будучи профессиональным моряком, Иван Иванович, однако, понимал, что ни знаний, ни опыта в создании самолетов у него нет. Поэтому он поделился своей идеей с главным конструктором завода ПРТВ С.С.ЩетининаДмитрием Павловичем Григоровичем. В 1915 году Голенищев-Кутузов занимался на этом предприятии своим проектом глиссирующего катера для торпедных атак.

Общий замысел Голенищева-Кутузова лег в основу проекта первого отечественного гидросамолета-торпедоносца ГАСН. Его обозначение представляло собой сокращение слов: «гидроаэроплан специального назначения», поскольку применение авиации для торпедометания считалось важным государственным секретом.

ГАСН предполагалось оснастить двумя самыми мощными авиационными двигателями из имевшихся в наличии — моторами «Renault» мощностью по 220 л.с. Торпеда подвешивалась между поплавков. Заинтересованность флота в таком самолете была настолько большой, что сразу, то есть до постройки опытного экземпляра и завершения испытаний, был выдан заказ на постройку серии из 10 машин, реализация которого началась с конца 1916 года. Голенищев-Кутузов был назначен наблюдающим за постройкой самолетов ГАСН на заводе С.С.Щетинина.

В конце 1916 года на заводе ПРТВ С.С.Щетинина началась постройка самолета ГАСН с торпедной установкой, спроектированной на заводе «Новый Лесснер» в Петрограде. Использовалось и обозначение «СОН» — самолет особого назначения. В любом случае предполагалось создать самолет, способный выполнять функции морского торпедоносца.

Историк авиации В.Б.Шавров указывает что соавтором проекта ГАСН является М.М.Шишмарев — заведующий конструкторским бюро на заводе Щетинина (в начале 1920-х находился на заводе ГАЗ № 1 в Москве, где по его проекту построили разведчик Р-III).

ГАСН представлял собой крупный двухмоторный поплавковый трехстоечный биплан, способный нести 450 кг торпеду. Двигатели «Rolls-Royce» мощностью 250 л.с. или «Renault.WC» в 220 л.с. Фюзеляж с фанерной обшивкой, хвостовое оперение бипланного типа. Экипаж 3-4 человека с двумя воздушными стрелками для обороны передней и задней полусфер.

Первый вылет состоялся 24 августа 1917 года в Петрограде под управлением ст. лейтенанта А.Е.Грузинова. Наряду с хорошей мореходностью и управляемостью на воде, выяснилась необходимость улучшения центровки и повышения эффективности рулей. В сентябре, при проведении полетов, сломался один поплавок. Самолет починили и снова испытали в полете. Дальнейшая доводка ГАСН в связи с революционным хаосом и неразберихой, оказалась невозможной. Иван Иванович Голенищев-Кутузов эмигрировал из России, он скончался в далекой Бразилии 2 января 1946 года и похоронен в городе Сан-Пауло.

К работам над торпедоносцем удалось вернутся лишь в 1920 году. В ноябре ГАСН отремонтировали и летчик Л.И.Гикса приступил к его испытаниям. Первый полет завершился посадкой в море из-за остановки двигателя. В течение суток самолет дрейфовал, после чего вмерз в лед в трех километрах от берега. С повреждениями ГАСН эвакуировали в надежде на продолжение летных экспериментов. Продолжения, однако, не последовало и история торпедоносца на этом закончилась.

ЛТХ:

Модификация: ГАСН
Размах крыла, м: 28,00
Длина, м: 14,50
Площадь крыла, м2: 150,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: —
Тип двигателя: 2 х ПД «Renault.WC»
-мощность, л.с.: 2 х 250; 2 х 220
Максимальная скорость, км/ч: 110-120
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Продолжительность полета, ч: 7
Экипаж, чел: 3-4
Вооружение: один-два пулемета, одна торпеда или до 480 кг бомб.

1.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

2.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

3.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

4.Торпедоносец ГАСН.

Торпедоносец ГАСН.

5.Носовая часть самолета ГАСН.

Носовая часть гидросамолета ГАСН.

6.Винто-моторная группа самолета ГАСН.

Винто-моторная группа гидросамолета ГАСН с двигателем «Renault.WC».

7.Хвостовое оперение ГАСН.

Хвостовое оперение гидросамолета ГАСН.

8.ГАСН выруливает на старт.

Гидросамолет ГАСН выруливает на старт.

9.ГАСН. Схема 1.

ГАСН. Схема 1.

10.ГАСН. Схема 2

ГАСН. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
Журнал «Крылья Родины» 02-1997. Владимир Иванов. Богатырь с торпедой.
Фотоархив Петра Заики.