Самолёт-разведчик Анатра «Анаклер» («Анакле», Анатра с «Клерже»).

Разработчик: Анатра
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1915 г.

В конце 1915 года одесский завод «Анатра» разработал двухместный разведывательный самолет «Анатра Д». Сконструированный французским инженером Элизе Альфредом Деканом (отсюда буква «Д» в обозначении), самолет создавался на базе трофейного австрийского двухместного биплана Aviatik. Самолет «Анатра Д», также известный под названием «Анаде», представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой всех поверхностей и хвостовым костылем. Силовая установка включала в себя девятицилиндровые ротативные двигатели типа «Gnome», «Le Rhone», «Gnom Monosoupape» мощностью 100 л.с. (74,6 кВт) или в более поздних экземплярах — аналогичный двигатель «Clerget» 9Е 130 л.с. (97 кВт). Самолеты, оснащенные моторами «Clerget» («Клерже»), получили обозначение «Анаклер» (употребляется и название «Анакле»).

В связи с возросшими летными характеристиками были попытки использовать самолёт в качестве истребителя, для чего на некоторых экземплярах устанавливались пулеметы для стрельбы вперед, поверх диска вращающегося воздушного винта. Но широкого распространения Анаде истребительного типа не получили, было переделано несколько единиц.

«Анаклер» совершил свой первый полет 15 декабря 1915 года. В апреле 1916 года был получен заказ на 80 машин, которые поступили в войска для участия в летнем наступлении российской армии. Однако при эксплуатации возникли проблемы, вызванные передней центровкой (это приводило к затягиванию в пикирование), а также трудностями с управлением и перегревом двигателей из-за недостаточной вентиляции капота. Но в целом летчики были довольны самолетом. В октябре 1916 и в начале 1917 года были размещены заказы еще на 400 и 300 машин соответственно.

Основной проблемой самолета была недостаточная прочность крыльев, вызванная нехваткой качественной древесины, из-за чего лонжероны приходилось склеивать из коротких брусков. Несмотря на это, производство «Анаде» и «Анаклера» продолжалось до Октябрьской революции. Всего успели построить и сдать военной приемке 205 самолетов.

ЛТХ:

Тип: Анатра «Анаклер»
Год постройки: 1916
Размах крыла, м
-верхнего: 11,50
-нижнего: 10,3
Длина в линии полета, м: 7,70
Площадь крыльев, м2: 35,0
Вес пустого, кг: 570
Полетный вес, кг: 920
Двигатель, тип: 1 х ПД «Clerget» 9Е
-мощность, л.с.: 1 х 130
Скорость у земли, км/ч: 135
Время набора высоты 1000 м, мин: 6,5
Потолок, м: 4000
Дальность полета, км: 400
Продолжительность полета, час: 3,5
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 пулемет и до 30 кг бомб.

Русский разведывательный самолет Анаклер

Разведывательный самолет Русского воздушного флота «Анаклер».

Разведывательный самолет «Анаклер» одного из авиаотрядов Красной Армии.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
АвиаМастер. Вячеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. Одесские «французы» в русской авиации.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Анатра Анаклер».