Учебно-тренировочный самолёт С-12 (С.XII).

Разработчик: Сикорский
Страна: Россия
Первый полет: 1914 г.0.Самолет С-12

Это был облегченный вариант самолета С-11, построенный по предложению летчика Г.В.Янковского как тренировочный, меньших размеров с двигателем «Gnome» (80 л.с.), отличавшийся от прообраза, кроме того, конструкцией «кабана», наличием дополнительной пары растяжек и элеронами обычного типа на крыле. В остальном конструкция повторяла самолет С-11. Учебный самолет С-12 — заводской № 106 — построили на «РБВЗ» весной 1914 года.

Самолет представлял из себя одноместный моноплан, оснащенный двигателем «Gnome» мощностью 80 л.с., имел характерное для многих конструкций Сикорского шасси со сдвоенными колесами. От многих подобных аппаратов того периода отличался мощными рулевыми поверхностями в стандартном исполнении, т.е. имел нормальные элероны, рули высоты и поворота при наличии стабилизатора и вертикального киля.

Крыло с небольшой стреловидностью, его жесткость достигалась набором тросовых расчалок, крепящихся на соответствующих фюзеляжных стойках и пирамидальном шасси. Первый опытный образец, испытанный летчиком Г.В.Янковским 12 марта 1914 года, показал прекрасные летные качества. Просуществовал аппарат недолго — 6 июня 1914 года Янковский в одном из полетов ошибся в пилотировании и разбил машину. Однако летные качества самолета оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом «РБВЗ» на поставку 45 «легких» самолетов Сикорского.

Построенные к середине 1914 года два новых С-12 отличались центральной четырехстержневой пирамидой, установленной сверху на фюзеляже для крепления расчалок крыла. Самолет С-12, заводской № 131, короткое время использовался в 22-м авиаотряде. На С-12 с заводским № 132 летал Г.В.Янковский, излечившийся после аварии. Указанные самолеты были выполнены двухместными, снабжены двигателями «Le Rhone» мощностью 80 л.с. и получили обозначение С-12бис. Использовались в Эскадре воздушных кораблей и в 16-м корпусном авиаотряде. В 1917 году на «РБВЗ» изготовили еще шесть двухместных С-12бис, которые эксплуатировались в «красном» Дивизионе воздушных кораблей до его расформирования в 1922 году.

ЛТХ:

Модификация: С-12бис
Размах крыла, м: 10,70
Длина, м: 7,40
Площадь крыла, м2: 22,00
Масса, кг
-пустого самолета: 419
-нормальная взлетная: 681
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 100
Практический потолок, м: 3680
Экипаж, чел: 2

1.Запуск двигателя на С-12бис.

Запуск двигателя на С-12бис из состава Эскадры воздушных кораблей.

Учебно-тренировочный самолёт С-12бис.

1б.Самолет С-12.

Учебно-тренировочный самолёт С-12.

3.На втором плане С-12бис.

Русские летчики около С-12бис.

4.Русские летчики около С-12бис

Русские летчики около С-12бис.

С-12бис из состава РККВФ.

С-12бис. Рисунок.

7.Проекции С-12. Рисунок

Проекции С-12бис. Рисунок.

8.С-12. Схема 1.

С-12. Схема 1.

9.С-12. Схема 2.

С-12. Схема 2.

10.С-12 бис. Схема

С-12 бис. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Александр Савин. Русский Авиационный Музей. Сикорский С.ХII.