Разведывательный автожир А-15.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.0.А-15.

В конце 1935 года в отделе особых конструкций ЦАГИ была начата предварительная разработка эскизного проекта нового мощного автожира ЦАГИ А-15. Это был двухместный бескрылый автожир с непосредственным управлением втулкой ротора, снабжённый мощным двигателем М-25В. Новый автожир предназначался для использования в качестве артиллерийского корректировщика и ближнего разведчика.

Рабочее проектирование продолжалось в течение всего 1936 года и было окончено в начале 1937 года. Постройка автожира ЦАГИ А-15 была закончена в апреле 1937 года. Автожир был снабжён металлическим двухлопастным винтом «Гамильтон-Стандарт» диаметром 2,96 м. Перед кабиной лётчика на специальных узлах на верхней панели фюзеляжа был укреплён кабан ротора, состоявший из основной центральной опоры, переднего подкоса и двух стальных ленточных расчалок в поперечной плоскости.

Ротор автожира имел три свободнонесущих лопасти. Диаметр ротора составлял 18 м. От корня лопасти до радиуса 5,5 м лопасти имели профиль ЦАГИ серии В относительной толщины 17,6 — 15% и от радиуса 5,5 м до конца лопасти — профиль Стэк относительной толщины 12,8 — 11%. Конструкция лопастей ротора автожира ЦАГИ А-15 была аналогична конструкции лопастей ротора автожира ЦАГИ А-12: стальной трубчатый лонжерон, деревянные нервюры, насаженные с помощью заклёпок на специальные розетки, фанерная и полотняная обшивка.

Хвостовое оперение автожира состояло из стабилизатора, двух управляемых закрылков, двух боковых шайб, нижнего киля и руля поворота.

В соответствии с назначением автожир ЦАГИ А-15 имел соответствующее фото- и радиооборудование, а также защитное вооружение.

После опробования системы механического запуска ротора автожира началась систематическая работа по изучению поведения машины на земле и устранению выявившихся дефектов. В результате большой работы по проверке и доводке всех параметров ротора, соответствующих конструктивных изменений и подбора жёсткости демпферов на оси вертикальных шарниров лопастей ротора удалось почти полностью устранить раскачивание автожира при раскручивании ротора от системы механического запуска. Подбором разгрузочных пружин в системе управления втулкой ротора вождение ручки лётчика и усилие на ручку удалось также значительно уменьшить.

Катастрофа с автожиром ЦАГИ А-12 не могла не отразиться на темпах испытания автожира ЦАГИ А-15. Работы были временно законсервированы, пока происходил углублённый анализ всех параметров автожира ЦАГИ А-12 и возможных причин катастрофы.

Испытания автожира ЦАГИ А-15 возобновились в феврале 1938 года. Требовалось небольшое усилие для устранения имевшихся ещё дефектов в системе механического запуска, но это не было сделано. Дальнейшие работы с автожиром были приостановлены и аппарат был окончательно законсервирован, не будучи даже испытан в полёте.

Все аэродинамические изыскания, связанные с выбором основных параметров автожира ЦАГИ А-15, были проведены бригадой аэродинамики ООК ЦАГИ под руководством М.Л.Миля.

Он же выполнил предварительную разработку эскизного проекта автожира. Руководил рабочим проектированием аппарата и наблюдал за его постройкой и лётными испытаниями В.А.Кузнецов. В разработке конструкции отдельных агрегатов автожира принимали участие А.П.Проскуряков, Н.С.Терехов, Г.В.Никонов, Т.М.Дзерве и пр.

Многочисленные аэродинамические расчёты выполнялись под руководством М.Л.Миля сотрудниками бригады: В.К.Квашниным, Е.Куролесовой, Е.Похвальновой. Расчёты на прочность агрегатов автожира производили Б.В.Богатырёв, А.Я.Бахур, Л.В.Балкинд и другие сотрудники бригады прочности КБ.

Руководил постройкой автожира в цехе винтовых аппаратов (ЦВА) А.А.Кобзарев. В наземных испытаниях принимали участие А.И.Иванов и А.П.Чернавский.

ЛТХ:

Модификация: А-15
Диаметр несущего винта, м: 18,00
Длина, м: 8,60
Высота, м: 4,10
Масса, кг
-пустого самолета: 1695
-максимальная взлетная: 2560
Тип двигателя: 1 х ПД М-25В
-мощность, л.с.: 1 х 700
Максимальная скорость, км/ч: 283
Продолжительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: 402
Практический потолок, м: 6750
Экипаж, чел: 2.

1.Автожир ЦАГИ А-15.

Автожир ЦАГИ А-15.

3.А-15 вид сзади.2

Автожир ЦАГИ А-15.

2.А-15 без ротора со снятым капотом.

Автожир А-15 без ротора со снятым капотом.

4.А-15. Чертеж 1.

А-15. Чертеж 1.

5.А-15. Чертеж 2.

А-15. Чертеж 2.

6.Чертеж ротора автожира А-15.

Чертеж ротора автожира А-15.

7.А-15. Схема.

А-15. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.М.Изаксон. Советское вертолетостроение.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.