Дальний бомбардировщик Ту-8.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.tu-8

В 1946 году ОКБ А.Н.Туполева начало работать над проектом высотного разведчика с герметической кабиной — самолетом «74» и над средним высотным бомбардировщиком «72».

В 1946 году в рамках развития дальних бомбардировщиков на базе Ту-2 и спасения этого направления для ОКБ решили модернизировать силовую установку под новые мощные двигатели М-93. Однако из-за задержек с их проектированием вскоре решили модернизацию осуществлять по более реальным АШ-82М (2100 л.с.). Они явились модификацией серийного АШ-82ФН.

Одновременно решено перевести все оборонительное вооружение на пушки калибра 20-мм, с сохранением типа установок. Модифицированная силовая установка с новыми двигателями оборудовалась индивидуальными выхлопами и внутренними капотами с пылефильтрами на всасывающих патрубках и четырехлопастными флюгерными винтами. Компоновка кабин экипажа и его размещение оставались по отработанной схеме Ту-2Д.

В ходе предварительного проектирования, учитывая настоятельные требования военных к Ту-2 по улучшению размещения экипажа и оборудования, были полностью перекомпонованы передняя штурманская кабина и кабина пилотов. В новой компоновке штурман располагался сидя, два пилота размещались в ряд, нижний стрелок занял также нормальное сидячее положение. Все эти преобразования потребовали увеличения размеров кабин и всей передней части фюзеляжа.

Решили ввести электромеханическое управление задних пушечных установок и увеличить емкость бомбодержателей до 4500 кг. Как и на всех вариантах Ту-2 послевоенного выпуска, установили антиобледенительную систему, новейшее на тот период пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, современные радиотехнические системы.

Бомбардировочное вооружение во многом заменили. На самолет устанавливался новейший оптический бомбардировочный прицел ОПБ-4с (типа «Норден»). Как и остальные дальние бомбардировщики из семейства Ту-2, «69-й», при соответствующем оборудовании мог использоваться минно-торпедной авиацией ВМФ. Переднюю огневую установку оборудовали пушкой калибра 23 мм.

В таком виде проект нового дальнего бомбардировщика предложили ВВС. В марте 1947-го вышло постановление Совета Министров СССР, в котором ОКБ поручались проектирование и постройка дальнего бомбардировщика «69» — Ту-8. «69-й» создавался из самолета-торпедоносца «62Т». На опытной машине решили оставить двигатели АШ-82ФН.

По сравнению с серийным Ту-2 2М-82ФН, «69-й» имел следующие конструктивные особенности: модифицированная мотоустановка с индивидуальными выхлопами и внутренними капотами, с пылефильтрами на всасывающих патрубках, — устанавливаются флюгерные четырехлопастные винты АВ-9ВФ-21 К диаметром 3,6 м, — благодаря увеличению длины хорды в консолях крыла и элеронах, площадь крыла доводится до 61,26 м2 при том же размахе, — изменена носовая часть фюзеляжа в связи с размещением штурмана перед двумя летчиками, расположенными «рядом», — усилено шасси и хвостовое колесо (пневматики основных колес 11 70×435, хвостового — 580×240), — установлен подвижный стабилизатор с углом установки 0° и -1°, — самолет оборудован антиобледенительной системой и обогревом кабин, — поставлены мягкие баки общей емкостью 5400 л, — установлено современное радионавигационное и радиолокационное («свой-чужой» — ТОН-2) оборудование, — усилено и механизировано артиллерийское вооружение, состоящее из пяти пушек калибра 20-мм. Емкость бомбодержателей доведена до 4500 кг.

К этим особенностям следует добавить антиобледенители и обогрев кабин; современное навигационное и радиотехническое оборудование.

В мае 1947 года закончили постройку «69-го». Летчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий, ведущий инженер В.С.Морозов совершили первый полет 19 июля 1947 года. Заводские испытания закончились 20 апреля 1948 года. Почти годовые заводские испытания опытного самолета были связаны с большим количеством отказов нового оборудования и особенно с недоработками стрелково-пушечного вооружения. После всех доводок и окончания заводских испытаний «69-й» направили в НИИ ВВС для государственных испытаний, которые продлились до ноября 1948 года.

В ходе испытаний зафиксировали следующие данные: максимальная взлетная масса — 16750 кг, макс.бомбовая нагрузка — 4500 кг,максимальная скорость на Н-5600 м — 507 км/ч, практический потолок — 7650 м, техническая дальность полета — 4100 км. И на сей раз все кончилось отрицательным заключением. По мнению НИИ ВВС, опытный Ту-8 2хАШ-82ФН государственные испытания не прошел по причинам:
-несоответствие основных летных данных постановлению СМ СССР № 493 от 11 марта 1947 года;
-продольной неустойчивости самолета на основных эксплутационных центровках;
-недостаточной прочности крыла, шасси и колес;
-неудовлетворительной обороноспособности вследствие невозможности одновременной работы электрофицированных пушечных установок из-за малой мощности генераторов ГСК-1500;
-невозможности полетов в сложных метеоусловиях и ночью, вследствие неудовлетворительной работы противообледенителей и недоработанности светотехнического оборудования кабин…

Опытный Ту-8 явно не оправдал надежд заказчика. Требовалась серьезная доработка машины и в первую очередь, по увеличению мощности силовой установки, приведению характеристик устойчивости к приемлемым значениям, а также повышения располагаемой мощности электросистемы, в особенности генераторов, питающих электрифицированные пушечные установки. ОКБ пыталось продлить жизнь проекта, подготовив предложения по развитию Ту-8: Ту-8Б с двигателями АМ-42 и Ту-8С с дизелями АЧ-30БФ.

Но время было упущено: эпоха поршневых самолетов заканчивалась. Шел конец 1948 года, уже испытывались опытные реактивные бомбардировщики «73» и «78» семейства Ту-14, будущее было за реактивными машинами. Вскоре все работы над этим, последним из летавших, представителей семейства самолетов Ту-2 были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: Ту-8
Размах крыла, м: 22,06
Длина, м: 14,61
Высота, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 61,26
Масса, кг
-пустого самолета: 11200
-нормальная взлетная: 16663
Тип двигателя: 2 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч: 507
Крейсерская скорость, км/ч: 465
Практическая дальность, км: 4100
Макс.скороподъемность, м/мин: 295
Практический потолок, м: 7650
Экипаж: 5
Вооружение: одна носовая 20-мм пушка Б-20, три оборонительные 20-мм пушки Б-20, две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев
Бомбовая нагрузка, кг: до 4500.

1.Опытный разведчик-бомбардировщик 65 с моторами АМ-44ТК.

Опытный разведчик-бомбардировщик «65» с моторами АМ-44ТК.

2.Опытный Ту-8 АШ-82ФН.

Опытный Ту-8 с двигателями АШ-82ФН.

3.Опытный Ту-8 АШ-82ФН.

Опытный Ту-8 с двигателями АШ-82ФН.

4.Ту-8 АШ-82ФН на испытаниях.

Дальний бомбардировщик Ту-8 АШ-82ФН на испытаниях.

5.Ту-8 АШ-82ФН дальний бомбардировщик.

Дальний бомбардировщик Ту-8 АШ-82ФН.

6.Ту-8 АШ-82ФН. Схема.

Ту-8 АШ-82ФН. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев»: От АНТ-1 до Ту-334.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2.
Максимилиан Саукке. Ту-2.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.