Проект дальнего бомбардировщика ДБ.
Разработчик: П.О.Сухой
Страна: СССР
Проект 1942 г.
В середине 1942 года коллектив КБ завода № 289 приступил к эскизному проектированию дальнего ночного бомбардировщика с двигателем АМ-37. В сентябре работа была завершена. При проектировании ДБ АМ-37 конструкторы ставили перед собой задачу создать экономичный, простой в производстве дальний бомбардировщик с летными характеристиками, близкими к характеристикам самолета ТБ-7 (Пе-8). По мнению проектантов при сравнении этих двух самолетов, самолет ДБ АМ-37 обладал явным преимуществом, т.к. «…для переброски при равных скоростях одинакового груза на ровные расстояния,, самолет ДБ потребует в 4 раза меньше моторов и горючего и в 2-2,5 раза меньше членов экипажа. Кроме того, для изготовления самолета ДБ на заводе будет требоваться в 15-20 раз меньше дюраля и в 4-5 раз меньшая трудоемкость…»
Согласно эскизному проекту самолет ДБ АМ-37 представлял собой одномоторный трехместный свободнонесущий среднеплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся шасси.
Фюзеляж технологически делился на две части: кабину пилота и штурмана и основную часть фюзеляжа:
— кабина пилота и штурмана была выполнена целиком из броневой стали толщиной 1,5 мм и крепилась к основной части фюзеляжа при помощи стыковых узлов;
— основная часть фюзеляжа представляла собой монокок деревянной конструкции.
Спереди, вверху располагалась турель УТК-1. В нижней части под крылом — бомбовый отсек. Над бомбовым отсеком размещался стальной сварной бензиновый бак. В задней части фюзеляжа помещался стрелок, управлявший люковой установкой, а также размещалось различное оборудование.
Крыло — двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане состояло из двух отъемных консолей, стыкующихся с узлами на фюзеляже. Передний лонжерон коробчатой конструкции с полками из клееного березового шпона и фанерными стенками. Задний лонжерон с полками из сосны и фанерными стенками. Нервюры — деревянной конструкции, за исключением бортовой и второй нервюры (в зоне крепления шасси). Обшивка из фанеры. В носке крыла и между лонжеронами располагались бензобаки (по два в каждой консоли) сварной конструкции из броневой стали, толщиной 1,5 мм. Носковый бак и нижняя панель межлонжеронного бака были включены в силовую схему крыла. Механизация крыла включала элероны и посадочные щитки типа «Шренк». Каркас элеронов и посадочные щитки выполнены из дюраля. Элероны обтянуты полотном. На правом элероне имелся триммер.
Хвостовое оперение состояло из киля и стабилизатора деревянной конструкции с обшивкой из фанеры. Каркасы рулей выполнены из дюралюминия с полотняной обшивкой. Рули имели весовую и аэродинамическую компенсацию и были снабжены триммерами.
Шасси — трехколесное с хвостовым колесом. Основные опоры убирались по потоку в специальные обтекатели на крыле, а колеса с поворотом на 90° — в ниши крыла. Хвостовая опора с колесом убиралась в фюзеляж. Уборка и выпуск шасси и посадочные щитков осуществлялась при помощи гидросистемы. Источник давления — электроприводной гидронасос.
Компоновочная схема ДБ 2АМ-37.
Проект ДБ АМ-37. Рисунок.
Система управления самолетом — жесткого типа.
Поршневой двигатель жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью 1400 л.с. с воздушным винтом изменяемого шага монтировался на стальной мотораме сварной конструкции, крепящейся к узлам кабины. Двигатель закрывался капотом, нижними створками которого служили броневые листы толщиной 1,5 мм. Маслорадиатор помещался под двигателем, а радиатор системы охлаждения двигателя — в носке корневой части правой консоли крыла.
Стрелковое вооружение — верхняя турель УТК-1, с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм и боекомплектом 200 патронов, обслуживалась штурманом. Люковая установка, с пулеметом калибра 12,7 мм и боекомплектом 200 патронов, обслуживалась стрелком.
Бомбовое вооружение размещалось в бомбоотсеке. Нормальная бомбовая нагрузка — 1000 кг, в перегрузочном варианте — 2000 кг.
Экипаж состоял из трех человек: летчика, штурмана-стрелка-радиста, стрелка. Бронирование экипажа, мотора, масло-водорадиаторов и бензобаков обеспечивало защиту от осколков зенитных снарядов. Кроме того, для защиты сзади от крупнокалиберного оружия летчик и штурман имели бронеспинки толщиной 15 мм, а стрелок люковой установки — бронеплиту толщиной 15 мм.
Эскизный проект дальнего ночного бомбардировщика ДБ с АМ-37 был рассмотрен в НИИ ВВС КА. В Заключении, утвержденном главным инженером ВВС 21.10.1942 г., отмечалось, что предъявленный эскизный проект: «… утвержден быть не может, по следующим причинам:
1. Одномоторная схема самолета дальнего действия, из условий надежности и безопасности полета нецелесообразна.
2. На самолете автор проекта предполагает установить мотор АМ-37. Мотор с производства снят, в широкой эксплуатации не проверен и имеет ‘ряд существенных дефектов.
3. Взлетные свойства самолета (тем более, ночного) неудовлетворительные. (Разбег 1030 м в нормальном варианте).
4. Размещение и количество экипажа не обеспечит нормальное выполнение боевого задания:
а) одному летчику физически трудно производить полет ночью в течение 10 часов на высоте 6000 -8000 м;
б) штурман не сможет выполнять обязанности навигатора, бомбардира и стрелка-радиста, тем более, что рабочие места его расположены в разных кабинах.»
Кроме того, в Заключение по эскизному проекту ДБ-АМ-37 были включены замечания консультанта НИИ ВВС КА генерал-майора ИАС В.С.Пышнова: «Желание построить бомбардировщик с большой производительностью, т.е. хорошим соотношением между весом бомб и расходом горючего, заслуживает одобрения. Однако в этом деле не следует очень увлекаться. Улучшение производительности дается ценой большой работы над конструкцией и удачным замыслом.
Обещание увеличить производительность в 4 раза не может не вызвать сомнений.
Во-первых, едва ли целесообразно одномоторный бомбардировщик делать дальним. Здесь дело не только в надежности, но и в возможности размещения спецоборудования. В самолете применено необычное размещение экипажа. Обстрел штурмана сильно стеснен крылом.
Основной вопрос о полетном весе. Ночной старт труден и его не следует выполнять с предельно большим весом. Нормальный полетный вес данного самолета едва ли можно принять более 8000 — 8500 кг. Потребная величина аэродрома должна быть, примерно в 2 раза более длины разбега, т.е. свыше 2 км. Следует предложить конструктору еще поработать над проектом.»
В конце октября 1942 года П.О.Сухой отправил в НИИ ВВС КА «Дополнение к эскизному проекту дальнего ночного бомбардировщика с АМ-37». В нем отмечалось, что: «Предъявленный ранее на рассмотрение эскизный проект был переработан под углом зрения замены AM-37 на М-82ФНВ. Замена мало отражалась на общей компоновке самолета, упрощает ВМГ и конструкцию крыла за счет отсутствия при М-82 водяного радиатора, располагавшегося ранее в крыле. При переходе на М-82 предусматривается установка двух ТК-3… Размерные данные, полезная нагрузка, конструкция и применяемые материалы (дерево) остаются такими же, как и в варианте с мотором АМ-37. Весовые характеристики изменяются незначительно…»
Установка двигателя М-82 на ДБ. Схема.
По-видимому, получив Заключение по эскизному проекту ДБ с АМ-37, главный конструктор, исходя из замечаний и предложений, отмеченных в нем, решил переработать эскизный проект, причем в нескольких вариантах.
Компоновочная схема ДБ М-82Ф 2ТК-3.
Проект ДБ М-82. Рисунок.
К середине декабря 1942 года была завершена работа над эскизными проектами: одномоторного четырехместного дальнего ночного бомбардировщика ДБ-М82Ф с 2ТК-3 и двухмоторного четырехместного дальнего бомбардировщика ДБ-2М82Ф с ТК. В заводском отчете за 1942 год отмечено, что эти проекты на рассмотрение в НИИ ВВС КА не передавались. Материалы по данным проектам не обнаружены. С большой долей вероятности можно предположить, что они либо утеряны, либо уничтожены. Случайно сохранились лишь некоторые характеристики этих самолетов, их общие виды и компоновки.
ДБ М-82Ф 2ТК-3. Схема.
ЛТХ (расчетные):
Модификация: ДБ АМ-37 / ДБ М-82ФНВ с ТК-3 / ДБ М-82Ф с ТК-3
Длина, мм: 14500 / 14500 / 14500
Размах крыла, мм: 20000 / 20000 / 20000
Площадь крыла, м2: 50 / 50 / 50
Масса, кг
— пустого: 5372 / — / 5424
— полетная: 9558 / 9380 / 9700
Макс. скорость, км/ч
— у земли: 372 / 386 / 395
— на высоте, м: Н=6000 — 434 / Н=8250 — 453 / Н=8250 — 395
Потолок, м: 8000 / 8750 / 8700
Дальность, км: 4000 / ~3970 / 4180
Экипаж, чел: 3 / 3 / 4
.
.
Список источников:
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 9 за 2010 г. Владимир Проклов. Неизвестные бомбардировщики Сухого.