Экспериментальный лёгкий самолёт БИЧ-11.

Разработчик: Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.0.БИЧ-11.

Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в 1921 году. В 1924 году он построил и облетал свою первую исследовательскую модель — планер БИЧ-1. Крыло БИЧ-1 было параболической формы, прямая задняя кромка занята элевонами и закрылками. Пилот сидел в небольшой гондоле сразу за передней кромкой крыла. Вертикальные поверхности управления отсутствовали. Имелось одноколесное шасси, на законцовках крыла стояли стабилизирующие полозья малой величины. Управляемость планера БИЧ-1 оказалась неудовлетворительной. В 1924 году был построен его модифицированный вариант БИЧ-2, с вертикальным килем. На нем совершили 27 полетов.

Затем на основе опыта, полученного при создании и испытаниях планеров БИЧ-1 и БИЧ-2, Черановский построил небольшой самолет с крылом параболической формы. Этот самолет, названный БИЧ-3, оснастили двухтактным мотором, пилот сидел дальше к хвосту в открытой кабине с гаргротом, плавно переходящим в киль. Испытания показали, что БИЧ-3 не очень устойчив, но хорошо управляем.

В 1927-1929 годы Черановский продолжал разработку ЛА, основанных на использовании крыла параболической конфигурации. Наиболее интересным был самолет БИЧ-5 военного назначения с моторами BMW VI. Менее «агрессивным» стал БИЧ-7 — тандемный двухместный аэроплан 1929 года, развитие проекта БИЧ-3 с мотором Bristol «Lucifer» в 100 л.с. (75 кВт). На законцовках крыла — небольшие рули направления без килей, шасси одноколесное с двумя костылями. Шасси БИЧ-7 оказались неудачными, самолет с трудом разбегался и не мог взлететь.

Несмотря на длительный интерес к крылу параболической формы, на законченном в 1932 году самолете БИЧ-11 Черановский ввел трапециевидное крыло. Сначала БИЧ-11 схемы «бесхвостка» летал как планер на IX планерных состязаниях 1933 года. Фактически БИЧ-11 был разработан для испытания в полете жидкостного ракетного двигателя ОР-2 Ф.А.Цандера массой 18 кг и тягой 0,62 кН, который собирались установить за кабиной пилота. Баки для горючего и окислителя предполагалось встроить в обтекатели на крыле по бокам гондолы фюзеляжа.

ЖРД ОР-2 запускался на испытательном стенде 18 марта 1933 года, но 10 дней спустя Ф.А.Цандер скончался. Вместе с ним ушла идея установить на БИЧ-11 ракетный двигатель, с которым самолет собирались назвать РП-1 (Ракетный Планер-1). Впоследствии БИЧ-11 оснастили поршневым мотором «Scorpion» для дальнейших летных испытаний.

ЛТХ:

Модификация: БИЧ-11
Размах крыла, м: 12,10
Длина самолета, м: 3,25
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
-пустого самолета: 200
-максимальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД A.B.C. «Scorpion»
-мощность, л.с.: 1 х 27
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел 1.

Черановский у планера БИЧ-11.

2.БИЧ-11 с двигателем Scorpion

Экспериментальный самолет БИЧ-11 с двигателем «Scorpion».

2.БИЧ-11. Схема.

БИЧ-11. Схема.

3.РП-1. Схема.

РП-1. Схема. 

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
de Agostini. Мировая Авиация. Самолеты Б.И.Черановского — от БИЧ-1 до БИЧ-11.
Антон Первушин. 108 минут, изменившие мир.
ЦАГИ. Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг. Книга II.