Экспериментальный самолет РК (ЛИГ-7).

Разработчик: Бакшаев
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

РК (РК-М-11, «Раздвижное крыло», ЛИГ-7) — экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади (цель — получить крыло меньшей площади и меньшего лобового сопротивления для горизонтального полета с максимальной скоростью и крыло увеличенной площади при посадке). Схема — расчалочный низкоплан с основным крылом размахом 11,3 м, постоянного профиля с хордой 1,5 м. площадью 16.56 м2. Профиль крыла М-6 (безмоментный), конструкция — двухлонжеронная деревянная с полотняной обшивкой. Крыло крепилось проволочными расчалками к гаргроту фюзеляжа и к специальному кабану под фюзеляжем за шасси. Расстояние от оси самолета до узлов крепления расчалок на крыле 4 м.

На основное крыло в направлении от фюзеляжа надвигались телескопически с каждой стороны шесть подвижных концентрических отсеков увеличенного профиля, дающих при полном раздвижении общую площадь крыла 23,85 м2.

Каждый отсек (профиль ЦАГИ-846) состоял из коробчатой нервюры и соснового ободка-планки, расположенной на расстоянии 500 мм от нервюры, обшивка — фанера (2 мм). Снаружи над ободком была наклеена рейка высотой 20 мм. фанера была подперта несколькими рейками-стрингерами. Нервюра каждого отсека имела прорезь по профилю основного крыла, внутренняя планка скользила по поверхности последующего отсека. Отсеки раздвигались при помощи тросовых ручных приводов из кабины. Каждый отсек выдвигался на 460 мм, а 40 мм шло на перекрытие. Разъем основного крыла был на оси самолета. Размах выдвинутых отсеков 6,27 м. Элероны были на незакрытых отсеками концах основного крыла.

Самолет был выпущен и прошел испытания в 1937 году. В оценке было указано, что механизм управления отсеками крыла себя оправдал, в полете они двигались легче, чем на земле; выдвигание происходило за 30-40 с, сдвигание — за 20-30 с, разницы в управлении не было. Самолет устойчив при центровке на 26 % САХ. Диапазон скоростей особенно не возрос, так как сопротивление крыла составляло около 20 % сопротивления всего самолета. Конструкция признана перспективной. Эффект от раздвижного крыла был доказан, но для легких гражданских самолетов в нем особой нужды не было. Его можно было использовать для повышения скорости военных самолетов и такая попытка была предпринята Г.И.Бакшаевым в 1940 году в его истребителе с раздвижным крылом РК-И.

ЛТХ:

Модификация: РК
Размах крыла, м: 13,20
Длина, м: 7,34
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 16,56
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 897
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 150
Продолжительность полета, ч: 3
Практический потолок, м: 2900
Экипаж, чел: 1.

1.Самолет РК (ЛИГ-7)

Экспериментальный самолет РК (ЛИГ-7).

2.Самолет РК (ЛИГ-7)

Экспериментальный самолет РК (ЛИГ-7).

3.Самолет РК (ЛИГ-7)

Экспериментальный самолет РК (ЛИГ-7).

4.РК (ЛИГ-7). Вид сзади.

Самолет РК (ЛИГ-7). Вид сзади с изменением крыла.

5.РК (ЛИГ-7). Рисунок.

РК (ЛИГ-7). Рисунок.

6.РК (ЛИГ-7). Схема 1.

РК (ЛИГ-7). Схема.

7.РК (ЛИГ-7). Схема 2.

РК (ЛИГ-7). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.