Учебно-тренировочный самолет Hanriot HD.14.

Разработчик: Hanriot
Страна: Франция
Первый полет: 1920 г.

Прочный двухстоечный биплан Hanriot HD.14 наряду с аэропланом Avro Type 504 стал одним из ценнейших учебных самолетов 1920-х годов. Инструктор и курсант сидели в нем тандемом в открытых кабинах. HD.14 предназначался для обучения курсантов, поэтому на его ранней серийной версии из каждой стойки шасси выступали длинные противокапотажные полозья.

Аэроплан HD.14 выпускался на заводах «Hanriot» c 1920 года до 1928 года. Всего построили 2100 самолетов в 11 различных версиях. Возможно, самым важным стал HD.14ter (или HD.14/23), показанный на авиасалоне 1922 года в Париже. Он сильно изменился, сохранив лишь ротативный мотор «Le Rhone» мощностью 80 л.с. от исходной модели. Была сокращена площадь крыла; изменены поперечное сечение фюзеляжа, киль, стойки кабана и бипланной коробки. Была введена новая система дублированного управления — по патенту фирмы «Hanriot». Колею шасси уменьшили для возможности погрузки HD.14 на стандартный армейский прицеп.

Французская армия получила 1925 машин HD.14. Они служили в тренировочных отрядах различных авиаполков и относились к учебной категории Ep.2. Немало бипланов HD.14 экспортировалось в Болгарию, Грецию, Мексику и Испанию. Польша закупила 70 таких машин в 1924 году, а СССР получил 30 аэропланов. В Японию компания «Mitsubishi» ввезла один образец, а затем в 1925-1927 годах собрала для японской армии 145 машин HD.14 по лицензии. Японцы обозначили биплан HD.14 как Mitsubishi Army Type Ki-1 «Trainer».

Биплан HD.14 славился своей прочностью и долговечностью. Основными модификациями самолета были — санитарный HD-14S, экспортный, металлический HD-28 и поплавковый HD-17 (50 экземпляров с двигателем «Clerget 9B» мощностью 130 л.с. были закуплены французским морским флотом).

По мере списании этих аэропланов из частей Министерства обороны многие машины передали аэроклубам либо частным владельцам. Поэтому в 1930-е годы биплан HD.14 можно было встретить повсюду.

Один HD.14, пилотируемый лейтенантом Жозефом Торе, установил 27 января 1923 года рекорд на слете планеристов в Бискре, Алжир. А несколькими днями позже, 3 февраля, лейтенант Торе взлетел на своем биплане HD.14, поймал у близлежащих гор восходящие потоки воздуха, заглушил мотор и парил в воздухе 7 часов 3 минуты. 27 августа 1924 года при полете у подножья Альп на высоте всего лишь 25 м Жозеф Торе остановил мотор HD.14 и смог парить в течение 9 часов 4 минут, набрав при этом высоту 575 м. Наряду с французскими ВВС, для которых было приобретено 925 экземпляров самолета, HD.14 поставлялся еще в 16 стран мира, включая Болгарию, Грецию, Японию, Мексику, Польшу, Советский Союз и Испанию. Начиная с конца 20-х годов самолеты в больших количествах передаются в гражданские аэроклубы, где с успехом используются до конца следующего десятилетия.

Модификации:

HD.14S — санитарная версия 1925 года. У самолёта убрали кабину курсанта и вместо неё сделали дверь сбоку фюзеляжа, чтобы через неё возможно было поместить одни носилки. Французская армия заказала 50 таких самолётов.
HD.141 — модификация для аэроклубов. Заключалась в установке более мощного ротативного двигателя «Clerget» мощностью 130 л.с.
HD.28 (или H.28) — экспортная версия HD.14. Многие её части делались из дюралюминия в противовес дереву на обычном HD.14. Именно эту модификацию выпускали фирмы CWL и Samolot в Польше в течение 1924-1926 годов.
HD.17 — версия HD.14 на поплавках. Также двигатель «Clerget» и увеличенное хвостовое оперение. Несколько таких самолётов экспортировали в Эстонию и Латвию.
HD.40S — версия подобная HD.14S, но смешанной конструкции и с двигателем «Salmson 9Ас» мощностью 120 л.с.
HD.41H — мотор, как у HD.40S, при этом поплавки и увеличенная площадь хвоста, как у HD.17. Смешанная конструкция и одна большая кабина на пилота и курсанта. Малые партии экспортировались в Грецию и Португалию.
HD.32 — общая конфигурация подобна HD.14ter, но имела переделанное шасси, меньший размах крыльев, переделанный стабилизатор и смешанную конструкцию. Именно этот самолёт купила Япония. Данный самолёт с двигателем «Anzani» мощностью 110 л.с. строился в Югославии концерном Zmaj.
HD.320 — в 1926 году построили одну машину с двигателем «Salmson 9Ас». В остальном полностью похожа на HD.32.
HD.321 — версия HD.32, но с мотором «Clerget 9B». 11 машин построили в 1928 году. Позднее четыре HD.14 и четыре HD.320 переделали в эту версию. И, в свою очередь, четыре HD.321 позже переделали в HD.141.
H.410 — версия с ширококолейными шасси HD.14, с улучшенными амортизаторами и двигателем «Lorraine 5Pa» мощностью 100 л.с.
H.411 — версия, подобная HD.410, за исключением двигателя. Тут использовали «Salmson 7Ac» мощностью 95 л.с.
LH.412 — подобно версии H.410, отличие в двигателе «Lorraine» мощностью 110 л.с. Использовалась в авиашколах фирмы «Henriot».

ЛТХ:

Модификация: HD.14
Размах крыла, м: 10,87
Длина, м: 7,25
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 34,50
Масса, кг
-пустого самолета: 555
-максимальная взлетная: 810
Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone 9C»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 80
Практическая дальность, км: 180
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2

Учебно-тренировочный самолет Hanriot HD.14.

Hanriot HD.14 в полете.

Hanriot HD.14 в полете.

Hanriot HD.28 постройки польской фирмы «WWS Samolot».

Mitsubishi Army Type Ki.1 «Trainer».

HD.14 Боисоглебской авиашколы. Рисунок.

.

.

Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2013 г. страница: «Hanriot HD-14».
Палитра крыла. Hanriot HD.14. 2-я летная школа. Борисоглебск, 1925 г.