Двухместный тренировочный истребитель ДИТ.

Разработчик: ОКБ Поликарпова
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.0.дит

Необходимость наличия в учебных заведениях и строевых частях ВВС двухместного варианта И-15, предназначенного для обучения и тренировки, признавалась в течение ряда лет. К разрешению проблемы приступили уже в ходе запуска в серийное производство И-15бис. Проект модификации самолета в КБ Поликарпова подготовили в течение лета 1937 года. Спустя несколько месяцев все изменения, вносимые в конструкцию И-15бис, были утверждены и двухместную машину направили в производство. Самолет получил обозначение ДИТ — двухместный истребитель тренировочный. Назначение — переходная машина при освоении И-15бис и И-153.

Дополнительную переднюю кабину ДИТ оборудовали на месте основного топливного бака. Бензин разместили в трех емкостях: один бензобак на 70 литров по левому борту первой кабины, второй — на 170 литров — под полом первой кабины, третий — на 80 литров — под полом второй кабины. Обшее количество топлива осталось прежним — 320 литров. Управление самолетом и приборное оборудование имелось в обеих кабинах, при этом ножное и ручное управление в задней кабине изменилось по сравнению с И-15бис. Тросовая проводка шла несколько выше, соответствовала таковой на И-153, поэтому руль поворота ставился с этого самолета. Для удобства посадки в переднюю кабину вырез центроплана, по сравнению с И-15бис, заметно увеличился, в задней его кромке сделали отверстия для захвата руками. Козырек пилота в передней кабине с плоскими гранями, по типу И-153, оборудован прицелом ПАК-1. В задней кабине козырек обрезан, в передней его части находился подголовник для впереди сидящего пилота. Прицел кольцевой, установлен сбоку козырька. Стрелковое вооружение ДИТ состояло из двух синхронных ШКАСов с запасом патронов по 250 штук на пулемет. С учетом более высокой скорострельности пулеметов ШКАС, по сравнению с ПВ-1, плотность огня осталась на уровне И-15бис. Бомбардировочное вооружение ДИТ выполнили по типу И-15бис, нагрузка от 40 до 100 кг.

Известно о трех построенных экземплярах ДИТ: они имели обозначение ДИТ-1, ДИТ-2, ДИТ-3. Предполагалась серия на авиазаводе № 207 (Долгопрудный), которая не была осуществлена. ДИТ-1 № 5128 и ДИТ-2 № 5337 постройки авиазавода № 1 летали весной-летом 1939 года, ДИТ-3 появился в конце лета. В облетах участвовали летчики Пумпур, Ларюшкин, Давыдов, Жуков, Туржанский. Общее впечатление о машине было вполне благоприятным, техника пилотирования не отличалась от таковой на И-15бис.

«Самолет ДИТ дает полную возможность управления как из задней кабины, так и из передней, на всех режимах полета. Устойчивость по всем трем осям хорошая, допускает ошибки в пилотировании… Имея запас горючего 320 л, обеспечивает продолжительность полета на средних режимах работы мотора порядка 2 часа 20 мин. Нормально входит и выходит из штопора».

Недостатком считалась близость приборной доски к пилоту во второй кабине — сказывались малые размеры машины, вынуждающие к плотной компоновке внутренней начинки.

Хотя самолеты ДИТ распространения не получили, три построенных образца использовались максимально эффективно. Один экземпляр использовался для служебных полетов в НИИ ВВС. Так, 18 мая 1940 года летчик Давыдов с наблюдателем Ерышевым летали на ДИТе для наблюдения за штопором самолета И-180. Другие два экземпляра в 1940 году направили в район Севастополя, в дальнейшем они участвовали в боевых действиях. Известно, что два ДИТ использовались в качестве разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня на Южном фронте в районе Новороссийска в 1942-1943 годах. Самолеты были окрашены, согласно воспоминаниям очевидцев, мелкими пятнами песочного цвета.

ЛТХ:

Тип: ДИТ
Длина, м: 6,2
Размах крыла, м: 10,2
Площадь крыла, м2: 22,5
Вес, кг
-пустого: 1320
-взлетный: 1752
Двигатель: 1 х М-25В
-мощность, л.с.: 1 х 750
Макс. скорость, км/ч: 379
Потолок, м: 8600
Вооружение: 2 х 7,62 мм пулемета ШКАС (по 250 патронов на ствол), до 100 кг бомб.

1.ДИТ-1 № 5128.

Двухместный тренировочный истребитель ДИТ-1 № 5128.

2.ДИТ-1 № 5128.

Двухместный тренировочный истребитель ДИТ-1 № 5128.

3.ДИТ-1 № 5128

Двухместный тренировочный истребитель ДИТ-1 № 5128.

dit-5337

Двухместный тренировочный истребитель ДИТ-2 № 5337.

Двухместный тренировочный истребитель ДИТ.

4.Восстановленный ДИТ. МАКС-2011. 1

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011.

5.Реплика самолета ДИТ. МАКС-2011. 2

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011.

6.Реплика самолета ДИТ. МАКС-2011. 3

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011.

7.Реплика самолета ДИТ. МАКС-2011. 4

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011.

8.Общий вид передней кабины ДИТ.

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011. Передняя кабина.

9.Общий вид задней кабины ДИТ.

Реплика самолета ДИТ на МАКС-2011. Задняя кабина.

Передняя кабина ДИТ с прицелом ПАК-1.

10.ДИТ. Рисунок.

ДИТ. Рисунок.

10а.ДИТ. Схема.

ДИТ. Схема.

.

.

Список источников:
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. И-15бис — самолет пяти войн.