Истребитель И-16 тип 29.
Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.
Последней модификацией «ишачка» стал И-16, обозначенный как тип 29. Первый опытный И-16 М-63 с синхронным крупнокалиберным пулеметом БС и двумя ШКАС в фюзеляже построили в январе 1940 года. На данном экземпляре отсутствовали посадочные щитки, элероны продлили до 2-й нервюры центроплана, установили нестандартные колеса диаметром 610 мм. Вес пустого самолета составил 1370,4 кг, взлетный вес — 1780 кг, полетная центровка 26,4%. Нагрузка на крыло составила 122 кг на кв. метр, то есть оказалась меньше чем у тип 17.
Заводские испытания нового самолета в период 8-16 февраля 1940 года провел летчик Фокин. Затем его облетал испытатель НИИ ВВС В.В.Иншаков. По его оценке этот И-16 без щитков и подвесных баков оказался весьма легким в управлении и превосходил по маневренности И-16 тип 24.
29-й тип стал воплощением работ по стрелковому вооружению, проведенных в 1939 году. Установлен крупнокалиберный пулемет «БС» (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, ниже пояса переднего лонжерона центроплана и смещен на 17 мм. Для установки магазина на 230-240 патронов вторую раму фюзеляжа передвинули на 54 мм. Для размещения пулемета БС ниши шасси раздвинули — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчего тип 29 слегка снизу «пополнел».
Соответственно стойки шасси укоротили на 32 мм, а диаметр воздушного винта для обеспечения необходимого зазора с землей (268 мм) уменьшился до 2,7 м. Заметного изменения в тяге не наблюдалось, так как использовались лопасти шириной 250 мм («уширенные»). Пространство между нишами шасси закрыли съемным обтекателем, который крепился шомполами и замками «Фейри». В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана.
Крыло И-16 в тип 29 полностью освободили от стрелкового и артиллерийского вооружения. Однако теперь под крылом устанавливали замки для подвесных баков и шесть ракетных орудий типа «флейта» (по три с каждой стороны) для установки ракетных неуправляемых снарядов РС-82. Район установки «PC» на нижней части крыла и соответствующий участок элеронов обшивались дюралевым листом.
Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесли соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть машин более поздних выпусков не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные отверстия. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора от инерционного стартера «РИ».
Самолет с полностью введенными изменениями — И-16 № 292116, с двигателем М-63 № 631698, поступил на испытания в НИИ ВВС 27 августа 1940 года. Этот день, в который машину перегнали с завода № 21 в Чкаловскую, считался началом испытаний — они продолжались до 4 октября 1940 года. За этот период ведущий летчик майор Груздев, летчики облета Никашин и Стефановский всего выполнили 55 полетов.
В отчете по испытаниям указывались все основные отличия от предыдущих типов И-16. Кроме тех, что уже были перечислены, отмечалось, что пулемет БС имеет запас патронов — 130-230 штук, ШКАСы: левый 475 патронов, правый 500 патронов. Радиостанция РСИ-3 с жесткой антенной, приемник радиостанции размещен под приборной доской. Самолет был оборудован подвесными баками (ПБ), ракетными орудиями (РО) на шесть реактивных снарядов (PC), кинофотопулеметом ПАУ-22. Центровка для полетного веса 1966 кг составила 29,15% САХ.
ЛТХ:
Модификация: И-16 тип 29
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,13
Высота, м: 2,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1383
-взлетная: 1882
Тип двигателя: 1 х ПД М-63
-мощность, л.с.: 1 х 900
Макс. скорость, км/ч
-у земли: 410
-на высоте: 462
Практическая дальность, км: 440
Скороподъемность, м/мин: 882
Практический потолок, м: 9700
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС и 1 х 12,7-мм пулемет БС, до 200 кг бомб или установки РС-82.
Предсерийный истребитель И-16 тип 29 с «РС-82» и допбаками под крылом.
Предсерийный истребитель И-16 тип 29 с «РС-82» и допбаками под крылом.
Предсерийный истребитель И-16 тип 29 с «РС-82» и допбаками под крылом.
Истребитель И-16 тип 29 с «РС-82» и допбаками под крылом.
Серийный истребитель И-16 тип 29 с «РС-82» под крылом.
Серийный истребитель И-16 тип 29 с радиостанцией «Орел» и подвешенными «РС-132».
Пристрелка бортового оружия на истребителе И-16 тип 29.
Истребитель И-16 тип 29 выруливает на старт. Осень 1941 г.
Истребитель И-16 тип 29 на стоянке.
Летчики авиации Балтийского флота у истребителя И-16 тип 29.
Герой Советского Союза командир 254-го ИАП майор П.М.Петров рядом с истребителем И-16 тип 29.
Линейка истребителей И-16 тип 29. Первым под чехлами стоит УТИ-4.
Советские летчики сержанты (слева-направо) С.Слесарчук, С.Гозин и А.Перевера из 34-го истребительного авиаполка ПВО Москвы у истребителя И-16 тип 29. Из трех летчиков есть информация лишь о сержанте Гозине. Сергей Алексеевич Гозин, на момент гибели — младший лейтенант 34-го истребительного авиаполка ПВО. 1919 (1922) года рождения д. Муравьево, Сосковского района, Орловской области. Призван Ленинградским РВК Москвы. Погиб в воздушном бою 11 июня 1943 г. в районе деревни Никольское.
Истребители И-16 тип 29 патрулируют Ленинградское небо. Лето 1941 г.
Истребитель И-16 тип 29 в полете.
Кабина пилота И-16 тип 29.
Фотокинопулемет ПАУ-22 за кабиной И-16 тип 29.
И-16 тип 29. Рисунок.
И-16 тип 29. Схема.
И-16 тип 29. Схема.
И-16 тип 29. Схема.
И-16 тип 29. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба».
Фотоархив Петра Заики.