Пушечный истребитель ИП-3 (ДГ-53).

Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.ИП-3

Самолет ИП-3, который на этапе проектирования получил обозначение ДГ-53, по сравнению с ДГ-52 (ИП-1) отличался уменьшенными геометрическими размерами, площадью несущих поверхностей и, соответственно, снизившимся полетным весом. В отношении него можно предположить, что Григорович решил создать на базе первой опытной машины ДГ-52 «обычный» истребитель воздушного боя, вооруженный лишь пулеметами. Однако на самом деле это также был в некотором роде утилитарный аппарат, ориентированный на динамореактивные пушки Курчевского. Просто пушки были меньше — как по калибру, так и по весу и размерам.

ДГ-53 создавался под 37-мм автоматические пушки АПК-11, которые конструктор Курчевский предложил в 1932 году. Они отличались магазинным боепитанием и увеличенным запасов снарядов на каждое орудие до 26 штук. По 12 снарядов размещались в двух магазинах (кассетах) и еще один снаряд перед стрельбой устанавливался в стволе. Вес АПК-11 с кассетами составлял 39,1 кг, вес осколочного снаряда с головным ударным взрывателем — 475-500 г. Начальная скорость снарядов, зафиксированная на испытаниях, составила 438-475 м/с. Перезарядка пушек при стрельбе осуществлялась сжатым воздухом, размещенным в бортовом пятилитровом баллоне.

Впервые пушки АПК-11 смонтировали на истребителе И-14 конструкции ЦАГИ в 1934 году. Испытания велись в течение года, однако положительных результатов в воздушных стрельбах достигнуть не удалось. Даже после произведенных изменений новые пушки имели множество недостатков при ведении автоматической стрельбы. При выполнении воздушных эволюций, пикировании, входе в вираж, орудие отказывало, на больших углах наклона в вираже некоторые снаряды вылетали из кассет. В конце 1934 года отмечалось, что АПК-11 полигонные испытания не выдержала и для продолжения испытаний требуется продолжить ее доработки.

Курчевский продолжал дорабатывать и совершенствовать свои 37-мм пушки. Он даже сумел добиться внедрения их в серию, однако в практической жизни АПК-11 так и не появились.

На опытный экземпляр ДГ-53 (ИП-3), построенный летом 1935 года АПК-11 не устанавливались. Этот самолет, помимо уменьшенных размеров, отличался индивидуальными выхлопными патрубками, выведенными в отверстия на капоте двигателя и более выраженной обратной V-образностью центроплана крыла. Дополнительным нововведением стало использование посадочных щитков.

2 июля 1935 года Начальник ОКУ завода № 1 им. Авиахима Д.П.Григорович сообщил об окончании постройки своего нового истребителя начальнику ГУАП Г.Н.Королеву: «Самолет ИП-3 с РЦ готов к заводским испытаниям и принят ЛИС завода № 1 для производства испытаний. Прошу Вашего согласия на начало испытаний». Далее были проведены лишь полеты ИП-3 по программе заводских испытаний. Очевидно, надежда на получение пушек АПК-11 еще оставалась и все возможные решения по самолету зависели от состояния этих работ. Впрочем, в связи с прекращением деятельности по совершенствованию ДРП, интерес к ИП-3 утратился и самолетом более не занимались. В последующих документах указывалось, что ИП-3 М-25 завода № 1 с плана авиапромышленности на 1937 год снят.

Развитием ИП-3 должен был стать следующий истребитель — ДГ-53бис (ИП-4). Он проектировался уже с учетом принятого решения о вооружении самолетов скорострельными 20-мм пушками ШВАК. Основными его отличиями стали использование эллиптического крыла и закрытой кабины пилота со сдвигающимся назад фонарем. Проектирование ИП-4 полностью развернуть не удалось, так как в середине 1936 года последовали реорганизации в авиапромышленности, приведшие к закрытию тематики истребителей в КБ Григоровича.

ЛТХ:

Модификация: ИП-3
Размах крыла, м: 9,60
Длина, м: 7,08
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 16,36
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 1548
Тип двигателя: 1 х ПД М-25
-мощность, л.с.: 1 х 700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 382
-на высоте: 435
Крейсерская скорость, км/ч: 298
Практическая дальность, км: 830
Практический потолок, м: 8800
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 37-мм орудия АПК-11 (по 25 снарядов), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.Опытный ИП-3.

Опытный истребитель ИП-3.

2.Опытный ИП-3.

Опытный истребитель ИП-3.

3.Кабина пилота ИП-3 (ДГ-53).

Кабина пилота ИП-3 (ДГ-53).

4.Продувочная модель истребителя ИП-4 (ДГ-53бис)

Продувочная модель истребителя ИП-4 (ДГ-53бис).

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Авиация и Время. Михаил Маслов. Самолеты для пушек Курчевского.
Авиаколлекция. М.А.Маслов. Истребители И-ЗЕТ и ИП-1.