Истребитель-перехватчик И-212.

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Постройка 1948 г.1.Истребитель-перехватчик И-212.

В начале июня 1946 года из кабинета министра авиационной промышленности А.И.Шахурина вышли два моложавых человека спортивного вида. Они поздравили друг друга с назначением Главными конструкторами опытных конструкторских бюро. Это были будущие Герои Социалистического Труда О.К.Антонов и С.М.Алексеев, работавшие до этого первыми заместителями, один — у А.С.Яковлева, другой — у С.А.Лавочкина. Возглавив ОКБ-21, Семен Михайлович Алексеев получил задание спроектировать и построить двухместный истребитель-перехватчик, обладающий значительной дальностью и продолжительностью полета, мощным вооружением, поисковым локатором. В ОКБ подсчитали, что при трех тоннах керосина в фюзеляжных баках дальность полета достигнет 2300 км, а с двумя подвесными баками общей емкостью 1100 кг она возрастет до 3100 км. Эти расчеты, как и результаты предварительных продувок моделей нового истребителя в аэродинамической трубе и итоги испытаний сходных машин Су-9, Су-11 и И-211, легли в основу разработки перехватчика. Летом 1948 года его опытный экземпляр под обозначением И-212 был построен и передан на испытания. В перспективе предполагалось, что при небольших изменениях возможны его модификации в варианты легкого бомбардировщика и фоторазведчика.

На самолете установили два двигателя РД-45 тягой по 2230 кг, с последующей заменой их осваиваемыми в производстве ВК-1А, Длинное прямое крыло площадью 32,8 м2 оснастили взлетно-посадочными механизмами. Выдвижные щелевые закрылки, отклоняемые на 20° при взлете и на 45° при посадке, были разделены на шесть секций для повышения их боевой живучести и лучшей технологичности. Разрезными выполнены и двухсекционные элероны. Для предотвращения затягивания самолета в пикирование (на больших дозвуковых скоростях) на нем установили автоматически открывающиеся щитки, расположенные за крылом по бортам фюзеляжа. При необходимости резкого маневра в полете или перед посадкой летчик открывал их из кабины вручную. Шасси истребителя — трехстоечное с носовым колесом. Основные спаренные пневматики укладывались в фюзеляж. Это определило и его форму — треугольная при виде спереди. Стрелковое вооружение состояло из пяти пушек. В носовой части фюзеляжа, над радиолокатором «Торий-1», разместили батарею из трех пушек: одну калибра 37 мм с боезапасом 75 снарядов и две калибра 23 мм с запасом по 200 снарядов. Двухпушечная турельная установка стрелка-радиста имела 70-градусный конус обстрела задней полусферы и управлялась сельсинным приводом с его рабочего места. Он сидел вместе с летчиком, но лицом назад. Оба члена экипажа имели надежную бронезащиту. По расчетам летные характеристики И-212 были довольно высокими. При нормальном взлетном весе 9250 кг: максимальная скорость у земли — 1000 км/ч, на высоте 8 тыс. м — 962 км/ч, посадочная скорость — 178 км/ч, время набора высоты 5 тыс. м — 2,3 мин, практический потолок — 15000 м, разбег — 675 м, пробег — 565 м. Максимальный взлетный вес (с подвесными баками) — 10500 кг, вес пустого — 5130 кг.

Опытный истребитель — перехватчик И-212 в определенной степени предвосхитил создание самолетов этого класса. В 1950-1952 годах прошли государственные испытания машины такого же назначения И-320 конструкции А.И.Микояна, самолет «200» конструкции С.А.Лавочкина. Построенный по такой же принципиальной схеме перехватчик Як-25 конструкции А.С.Яковлева с более мощной радиолокационной станцией и уже стреловидным крылом был в начале пятидесятых годов принят в серийное производство. Испытания самолета И-212, начатые заводским шеф-пилотом А.А.Поповым, завершить не удалось. Были выполнены лишь рулежки, пробежки. Осенью 1948 года ОКБ-21, как и некоторые другие, было закрыто. С.А.Алексеева перевели на другое предприятие, где под его руководством и при его участии было создано несколько боевых и экспериментальных самолетов.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: И-212
Размах крыла, м: 16,20
Длина, м: 12,98
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 32,80
Масса, кг
-пустого самолета: 5130
-нормальная взлетная: 9250
-максимальная взлетная: 10500
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-45 (Nene)
Тяга, кгс: 2 х 2230
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1000
-на высоте: 962
Крейсерская скорость, км/ч: 740
Практическая дальность, км: 3100
Cкороподъемность, м/с: 2174
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 37-мм пушка НС-37 (75 снарядов) и 2 х 23-мм пушки НС-23 (по 100 снарядов); спаренная 20-мм пушка Б-20 (по 150 снарядов).

2.И-212. Схема.

И-212. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Алексеев И-212».