Истребитель Ла-5 М-71.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

В начале 1943 года в КБ Лавочкина начались работы по Ла-5 с альтернативной силовой установкой. Огромные надежды связывались с новым мотором М-71Ф. Двойная звезда воздушного охлаждения имела мощность 2200 л.с. — на целых 350 л.с., чем М-82ФН. Установка перспективного мотора могла резко улучшить характеристики Ла-5. Дальнейшее совершенствование истребителя Ла-5 упиралось в мотор.

Первый полет Ла-5 с М-71Ф совершил 28 апреля 1943 года, всего через несколько недель после первого полета Ла-5ФН. С конца апреля по июнь 1943 года самолет проходил испытания на базе ЛИИ в Свердловске. Максимальная скорость у земли составила 612 км/ч, на высоте 5500 м — 685 км/ч, что было на 50 и 37 км/ч больше соответствующих показателей Ла-5ФН. В целом же, характеристики продемонстрированные Ла-5 с М-71Ф оказались ниже расчетных, поэтому было решено организовать продувки самолета в аэродинамической трубе Т-104. Перед продувками с самолета смыли камуфляжную окраску.

Продувки помогли найти причину значительных расхождений между истинными и расчетными характеристиками — плохое качество внешних поверхностей, особенно капотов двигателя. Инженеры ЦАГИ пришли к выводы, что после исправления недостатков самолет способен развивать скорость порядка 720 км/ч.

История с двигателем М-71 достаточно загадочна. Каких-либо объективных причин незапуска его в серийное производства в опубликованных мемуарах и литературе найти не удалось. Наверняка, двигатель был «сырым» и требовал доводки, тем не менее, вряд ли он был «сырее» того же М-107. Остаются интриги, ведь запуск в серию мощной звезды воздушного охлаждения ставил крест на самолетах Яковлева, они уже не смогли бы тягаться ни с Ла-5 М-71, ни тем более с поликарповским И-185.

ЛТХ:

Модификация: Ла-5 М-71
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,31
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,50
Масса, кг
-пустого самолета: 2960
-нормальная взлетная: 3526
Тип двигателя: 1 х ПД М-71
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 612
-на высоте: 685
Практическая дальность, км: 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1012
Практический потолок, м: 10800
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК.

Ла-5 с двигателем М-71

Опытный истребитель Ла-5 с двигателем М-71.

2.Ла-5 с двигателем М-71

Опытный истребитель Ла-5 с двигателем М-71.

3.Ла-5 М-71 во время продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ.

Ла-5 М-71 во время продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ.

Ла-5 М-71. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Крылья Родины. Евгений Подрепный. «Лавочкин-5» — истребитель завода № 21.
Крылья Родины. Виктор Бакурский. Я — «Лавочкин» истребитель.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.