Фронтовой разведчик МиГ-17Р (СР-2).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.

3 августа 1951 года вышло Постановление Совмина СССР № 2817-1338, которым ОКБ-155 предписывалось разработать на базе истребителя МиГ-17Ф фронтовой разведчик с качающейся фотоустановкой и новым, более мощным двигателем ВК-5Ф. В этом же документе поручалось ОКБ В.Я.Климова создать этот ТРД. Проектирование разведчика, получившего в ОКБ-155 шифр СР-2, началось в ноябре 1951 года, а в начале следующего года уже были готовы рабочие чертежи. Постройка самолета завершилась в мае.

Для ведения плановой съемки СР-2 оснастили фотоаппаратом АФА-БА-40Р в качающейся фотоустановке. На земле его можно было переставить для перспективной съемки. Предусматривалось и применение аппарата АФА-БА-21С для планового фотографирования с малых высот. Чтобы в объектив при рулении не попадали камни и пыль, он закрывался специальными шторками, которые автоматически открывались при работе в воздухе. Так как предполагалось, что летчик будет наговаривать свои наблюдения на магнитофон, самолет оснастили звукозаписывающим аппаратом МАГ-9. Вооружение СР-2 состояло из двух пушек НР-23. Имелись и другие отличия фоторазведчика от МиГ-17Ф.

Первый полет СР-2 состоялся в июне 1952 года. Пилотировал машину А.Н.Чернобуров. С этого момента начался довольно длительный цикл заводских испытаний, которые закончились в январе 1954 года.

Почти параллельно велись Госиспытания самолета, начавшиеся в июле 1952 года и завершившиеся 10 августа 1954 года. Их проводили военные летчики-испытатели С.А.Микоян и П.Н.Белясник, кроме которых фоторазведчик облетывали Ю.А.Антипов и Л.М.Кувшинов, В.Г.Иванов, А.Г.Солодовников и Н.И.Коровушкин. В Акте Госиспытаний отмечалось, что по своим ЛТХ СР-2 значительно превосходит (кроме дальности) серийные и опытные самолеты аналогичного назначения Ил-28Р, Як-125 и МиГ-15Рбис. Удовлетворяли военных и возможности фотооборудования разведчика. А вот обзор из кабины пилота был признан недостаточным. Не поддержали специалисты НИИ ВВС и применение на самолете нового двигателя, хотя тот и развивал на форсаже тягу на 470 кгс большую, чем ВК-1Ф, причем имел ту же массу, габариты и удельный расход топлива.

В Акте было записано: «… Принятие на вооружение модифицированного МиГ-17Р с двигателем ВК-5Ф нецелесообразно, так как его ЛТХ практически не отличаются от ЛТХ МиГ-17Ф с двигателем ВК-1Ф. Целесообразно рекомендовать МиГ-17Р с двигателем ВК-1Ф с той же фотоустановкой». Именно такой самолет (изделие СР-2с) был запущен в мелкосерийное производство и поступил на вооружение фронтовой авиации.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-17Р
Размах крыла, м: 9,60
Длина самолета, м: 11,36
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета, кг: 3939
-нормальная взлетная: 5340
-максимальная взлетная: 6069
-топлива: 1170
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1Ф
Максимальная тяга, кгс: 1 х 3380
Максимальная скорость, км/ч: 1145
Практическая дальность, км: 1240
Практический потолок, м: 16600
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х HP-23 (2х100 патронов).

1.МиГ-17Р (СР-2).

МиГ-17Р (СР-2).

2.МиГ-17Р (СР-2).

МиГ-17Р (СР-2).

3.Лафет с пушкой и АФА на МиГ-17Р (СР-2).

Лафет с пушкой НР-23 и аппаратурой АФА на МиГ-17Р (СР-2).

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Время. Ефим Гордон. В тени старшего брата.
Крылья Родины. Николай Якубович. 17-й из рода «МиГов».