Многоцелевой истребитель МиГ-9М (И-308 ФР).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.0.миг-9

Истребитель МиГ-9М, получивший также заводское обозначение И-308 и шифр «ФР», был построен в конце 1947 года в соответствии с требованиями ВВС. В его конструкции были отражены все требования военных по улучшению летно-технических и эксплуатационных характеристик самолета МиГ-9. На машине полностью изменили схему размещения пушечного вооружения, оснастили ее герметической кабиной с катапультируемым креслом, воздушными тормозными щитками, а также значительно улучшили эксплуатационные подходы к основным агрегатам двигателей и вооружению путем увеличения количества и размеров съемных люков и капотов. Гермокабина вентиляционного типа располагалась между шпангоутами № 3 и № 9. Ее питание осуществлялось от компрессоров двигателей через обратные клапаны ОКН-1 и фильтр. Эксплуатационное избыточное давление составляло 0,28 атм. Закон изменения давления по высотам задавался регулятором РД-2. Фонарь кабины имел двухслойное остекление и систему аварийного сброса. Герметизация фонаря производилась при помощи резинового шланга, в который подавался воздух.

Пушки расположили по бортам фюзеляжа таким образом, что срезы их стволов не доходили до входного отверстия воздухозаборника. Это позволило в свою очередь несколько сдвинуть вперед кабину летчика и улучшить обзор. Пушки НС-23 находились справа и слева, а пушка Н-37 — слева. Патронные ящики разместили за наклонным шпангоутом № 9, а их установка осуществлялась с правой стороны фюзеляжа. На самолете устанавливался автоматический прицел АСП-1Н. В связи с проведенной перекомпоновкой носовой части фюзеляжа также были внесены изменения в крепление носовой стойки и конструкцию щитков шасси. А в целях получения более крутой глиссады планирования угол отклонения закрылков был увеличен до 65°. Также МиГ-9М имел более мощную силовую установку, состоящую из двух форсированных двигателей РД-21. Топливная система была упрощена за счет снятия двух крыльевых баков. Необходимый запас керосина был обеспечен путем установки дополнительного металлического топливного бака емкостью 105 литров в освободившейся носовой части фюзеляжа между шпангоутами № 1 и № 3. Кроме того, масляную и топливную системы доработали для обеспечения кратковременного перевернутого полета и полета с отрицательными перегрузками. По сути, истребитель МиГ-9М являлся эталоном для серийного производства на 1948 год.

22 февраля 1948 года летчик-испытатель А.Н.Чернобуров выполнил на истребителе И-308 (ФР) первый полет. Летные испытания показали, что прирост скорости у самолета И-308 по сравнению с серийным МиГ-9 составил 55 км/ч. Проведенные на высоте 11500 м стрельбы показали, что в целом новое размещение пушек улучшило работу силовой установки при залповой стрельбе. Во второй половине марта была проведена переделка гильзо- и звеньеотводов для устранения попадания стреляных гильз и звеньев в крыло и стабилизатор самолета. Заводские испытания машины «ФР» завершились 26 апреля 1948 года. 6 мая летчик-испытатель ГК НИИ ВВС Д.Г.Пикуленко выполнил облет истребителя И-308, а затем самолет был передан на государственные испытания. Однако главный экзамен И-308 не выдержал и 31 августа В.Н.Юганов перегнал машину «ФР» обратно. К этому времени истребитель МиГ-9М морально устарел, так как уже полным ходом шли испытания опытных экземпляров истребителя МиГ-15 (И-310, С). Кроме того, перспективы запуска в серию у самолета И-308 отсутствовали по тем же причинам, что и у И-307.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-9М
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 9,83
Высота, м: 3,225
Площадь крыла, м2: 18,20
Масса, кг
-пустого самолета: 3497
-максимальная взлетная: 5140
-топлива: 1309
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-21
Тяга, кгс: 2 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 965
-у земли: 872
Практическая дальность, км: 830
Скороподъемность, м/мин: 1851
Практический потолок, м: 14000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37 (40 снарядов) и 2 х 23-мм пушки НС-23 (160 снарядов).

Опытный МиГ-9М (И-308 ФР)

Опытный истребитель МиГ-9М (И-308 ФР).

1а.Опытный МиГ-9М (И-308 ФР)

Опытный истребитель МиГ-9М (И-308 ФР).

МиГ-9М (И-308 ФР)

Опытный истребитель МиГ-9М (И-308 ФР).

3.МиГ-9М (И-308 ФР). Рисунок.

МиГ-9М (И-308 ФР). Рисунок.

4.Схема гермокабины И-308.

Схема гермокабины И-308.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. ОКБ им.А.И.Микояна.