Истребитель-перехватчик МиГ-3У (И-230).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.МиГ-3У

Постановлением ГКО № 2946 от 26 февраля и приказом НКАП № 121 от 27 февраля 1943 года коллективу ОКБ-155 была поручена постройка для авиации ПВО шести улучшенных истребителей МиГ-3 с взлетной массой 3100 кг, максимальной скоростью полета 670 км/ч, практическим потолком 12500 м и временем набора высоты 10000 м равным 13 мин.

Для достижения заданных характеристик был выполнен коренной пересмотр конструкции самолета МиГ-3 с точки зрения уменьшения веса и улучшения его летных данных. Проведенные мероприятия позволили улучшить аэродинамику и технологичность конструкции, а также снизить на 150 кг массу самолета, который получил название И-230 или МиГ-3У.

Основные отличия конструкции улучшенного истребителя МиГ-3У (И-230) по сравнению с серийным самолетом МиГ-3 заключались в следующем:
-улучшили и облегчили конструкцию фюзеляжа, который стал представлять собой цельнодеревянный мо-нокок со съемным дюралевым килем, то есть отсутствовали центральная сварная ферма и боковые дюралевые панели;
-стенка главного лонжерона центроплана в месте прохода через туннель водорадиатора была заменена фермой;
-главный лонжерон консолей крыла выполнили не из дельта-древесины, а из металла — хромансилевые пояса таврового сечения и дюралевые стенки;
-несколько сдвинули назад, расширили и улучшили кабину летчика, в связи с чем была изменена конструкция фонаря;
-для предотвращения отсоса посадочных щитков в полете были установлены замки убранного положения;
-в связи с переделкой кинематики уборки костыля, стабилизатор подняли на 200 мм и выполнили с новыми узлами крепления;
-на основных стойках шасси были установлены колеса размером 600 x 180;
-доработали щитки и замки подвески шасси.

Вооружение истребителя состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК с боезапасом по 150 патронов. Прицел ПБП-1А. Стрельбу из пушек можно было вести как раздельно, так и залпом. Радиооборудование включало передатчик РСИ-3 (с форсированной мощностью) и приемник РСИ-4. Также была предусмотрена установка радиополукомпаса. Кислородное оборудование состояло из прибора КПА-3бис и 4-х литрового кислородного баллона. Доступ к рации и кислородному баллону осуществлялся через люк, расположенный с правого борта фюзеляжа.

На истребителе устанавливался двигатель АМ-35А с редукцией 0,732, однако он имел перетяжеление на 40 кг по сравнению со старым серийным АМ-35А, так как собирался на базе агрегатов мотора АМ-38Ф. Самолет оснащался винтом АВ-5Л-126А диаметром 3,2 м. Запас топлива размещался в одном мягком баке емкостью 440 л, который находился в фюзеляже перед кабиной пилота в специальном контейнере. В счет перегрузки в центроплане могли устанавливаться еще два серийных топливных бака общей емкостью 210 л. Водорадиатор ОП-310 размещался под полом кабины пилота. Вход в туннель водорадиатора находился в носках центроплана, а выход — в его нижней части. Заборники всасывающих патрубков двигателя АМ-35А были выведены в туннель водорадиатора. Под фюзеляжем также был установлен один маслорадиатор «533», туннель которого располагался под туннелем водорадиатора. Кроме того, на истребителе И-230 устанавливалась, но на испытаниях не подключалась, система разжижения масла бензином.

Первый экземпляр МиГ-3У (Д-01) впервые поднял в воздух 31 мая 1943 года летчик-испытатель В.Н.Савкин. В течение июня-августа было построено еще пять истребителей — Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06. В отличие от других машин на самолете Д-04 было установлено крыло с размахом 11,14 м и площадью 18,22 м2. К концу июля 1943 года на МиГ-3У (Д-01) была выполнена программа испытаний, самолет совершил 28 полетов с налетом 13 час. 26 мин. Во время заводских испытаний основные проблемы вызвала доводка температурных режимов ВМГ, в особенности маслосистемы.

23 июля машину перегнали в НИИ ВВС на государственные испытания, которые проходили в период с 28 июля по 6 августа 1943 года. Ответственными за их проведение были назначены ведущий инженер капитан А.С.Розанов и летчик-испытатель подполковник В.И.Хомяков.

За время госиспытаний на самолете И-230 было выполнено 23 полета, в том числе 10 высотных, с общим налетом 15 час. 26 мин. Была получена максимальная скорость 656 км/ч на высоте 7000 м и практический потолок 11900 м. Полеты на потолок выполнялись на номинальном режиме с площадками для охлаждения мотора. Маневренность истребителя оценивалась на высоте 8000 м: левый вираж составлял 37 с, правый — 35 с; боевой разворот как левый, так и правый — 22 с, при этом самолет набирал 400-450 м.

По мнению военных испытателей и летчиков облета, пилотажные характеристики истребителя И-230 были на хорошем уровне, за исключением посадки, которая осталась сложной. Кабина пилота стала удобней и по своей компоновке была близка к стандартной.

Основным недостатком самолета было выбивание масла через уплотнение вала редуктора, особенно при полетах выше границы высотности. Это явление наблюдалось во всех полетах, при этом машина возвращалась на аэродром с фюзеляжем, залитым маслом от носа до хвоста. По заключению военных истребитель МиГ-3У мог быть рекомендован для использования в частях ВВС только после устранения всех основных дефектов.

После возвращения машины Д-01 из НИИ ВВС и устранения выявленных недостатков все истребители МиГ-3У были облетаны летчиком 12 Гв.ИАП 6 ИАК ПВО лейтенантом П.А.Журавлевым и осмотрены техсоставом полка. По результатам ознакомления с новой матчастью полком в августе 1943 года были приняты только самолеты Д-01, Д-03, Д-04 и Д-06, а Д-02 и Д-05 остались на заводе № 155 для замены моторов. Однако новые моторы АМ-35А поступили лишь к 10 октября 1943 года. Во время вынужденного ожидания на машине Д-02 также произвели установку удлиненных консолей. После установки мотора и облета истребитель МиГ-3У (Д-02) был принят техсоставом 11 ИАП, а самолету Д-05 не повезло, при пробе нового мотора потек маслорадиатор и его пришлось отправить на завод № 34 для ремонта.
В дальнейшем из-за выявленных дефектов самолетов серии «Д» от его приемки авиация ПВО отказалась.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-3У
Размах крыла, м: 10,20
Длина, м: 8,62
Высота, м: 3,275
Площадь крыла, м2: 17,44
Масса, кг
-пустого самолета: 2627
-взлетная: 3260
-топлива: 324
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-35А
-мощность, л.с.: 1 х 1350
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 505
-на высоте: 656
Практическая дальность, км: 579
Макс.скороподъемность, м/мин: 978
Практический потолок, м: 11900
Экипаж: 1
Вооружение: две синхронизированные 20-мм пушки ШВАК с боезапасом по 150 снарядов.

Первый экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-01).

1.Первый экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-01).

Первый экземпляр истребителя-перехватчика МиГ-3У (И-230, Д-01).

2.И-230 (Д-01) после модернизации.

МиГ-3У (И-230) после модернизации.

2а.Второй экземпляр МиГ-3У.

Второй экземпляр истребителя-перехватчика МиГ-3У (И-230, Д-02).

3.Вид на кабину МиГ-3У.

Вид на кабину МиГ-3У.

4.МиГ-3У. Рисунок.

МиГ-3У. Рисунок.

5.МиГ-3У. Схема.

МиГ-3У. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.