Истребитель-перехватчик Як-27.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.0.як-27

Работая над модернизацией Як-25М, в ОКБ Яковлева создавали более совершенный перехватчик. Самолет получил предварительное обозначение Як-121. Работы по нему велись параллельно с бомбардировщиком и разведчиком. ОКБ-115 предписывалось построить два опытных истребителя. Первый требовалось оснастить двумя двигателями РД-9АК, РЛС «Сокол-М», вооружить двумя 37-мм пушками с боезапасом по 50 снарядов, а также 24 неуправляемыми снарядами C-5 (АРС-57) в перегрузку и предъявить на совместные госиспытания в декабре 1955 года. На второй перехватчик следовало установить форсированные двигатели АМ-9АФ, станцию «Сокол-2», систему вооружения К-8 и предъявить на совместные госиспытания во II квартале 1956 года.

Первый опытный экземпляр нового барражирующего перехватчика строился на заводе ОКБ-115. От Як-25М машина отличалась прежде всего более совершенной аэродинамикой. Носовой радиопрозрачный обтекатель был выполнен в виде оживального конуса. Общая длина самолета увеличилась до 17,335 м. Двухместная кабина экипажа осталась практически такой же, но обводы фонаря изменились, наклон лобового стекла увеличился. Крыло и мотогондолы соответствовали примененным на Як-26-1. Конструкция шасси оставалась как на Як-25М. Заводские испытания перехватчика завершились весной 1956 года (отчет был утвержден 14 мая). На истребителе удалось достичь максимальной скорости 1235 км/ч на высоте 10000 м и технической продолжительности полета 3 часа с нормальным запасом топлива на высоте 12000 м.

После показа в Тушино летом 1956 года истребитель в НАТО назвали Flashlight-C (Вспышка). На Западе долго не знали истинного обозначения этого самолета и в разных источниках его именовали Як-25К, Як-27.

Как и в случае с бомбардировщиком, военные торопили разработчиков с предъявлением на испытания перехватчика с двигателями РД-9АФ. Но из-за задержек с их поставкой сроки постройки прототипов срывались, и предъявление самолета на госиспытания было перенесено на III квартал. Не дожидаясь их проведения, было решено выпустить малую войсковую серию перехватчиков, при постройке которых требовалось учесть замечания военных. Выпуск самолетов, получивших обозначение Як-27, на заводе № 292 в Саратове начался уже в 1956 году, т.к. предварительная подготовка производства была проведена еще в процессе заводских испытаний Як-121 и Як-123.

Як-27 (заводской шифр «изделие 21») строился в двух вариантах: с пушечным вооружением и с ракетным. Первые серийные истребители отличались от опытного Як-121 двигателями РД-9АФ, а также небольшими конструктивными изменениями, в частности, несколько другими обводами носового конуса, на вершине которого установили штангу ПВД. Вместо 37-мм пушек, имевших невысокую скорострельность, применили пушки HP-30. Часть самолетов оснащалась аппаратурой системы наведения «Горизонт-1В». В процессе производства на самолеты стали устанавливать доработанное крыло с отогнутым носком.

Головной Як-27 был испытан на заводском аэродроме в Саратове в июле 1957 года летчиком Чувиным. На машине № 0102 отрабатывался полет на одном работающем двигателе, а на Як-27 № 0204 провели испытания в связи с установкой доработанного крыла. Прошедшие в НИИ ВВС госиспытания в целом подтвердили неплохие ЛТХ перехватчика, но перспективы самолет не имел — в конце 50-х годов ставку делали на ракетные системы вооружения, поэтому истребитель, оснащенный только пушками, в серию вряд ли стали бы запускать.

ЛТХ:

Модификация: Як-27
Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 17,30
Площадь крыла, м2: 28,94
Масса, кг
-пустого самолета: 6983
-нормальная взлетная: 9740
-максимальная взлетная: 10700
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-9АК
Тяга , кгс
-нефорсированная: 2 х 2000
-форсированная: 2 х 3250
Максимальная скорость, км/ч: 1235
Практическая дальность, км: 2200
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Практический потолок, м: 16300
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30.

1.Як-121.

Опытный перехватчик Як-121.

2.Як-121.

Опытный перехватчик Як-121.

4.Серийный Як-27.

Истребитель-перехватчик Як-27.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Большое семейство.
Авиация и Время. Ростислав Мараев, Альфред Матусевич. Служили два товарища.
Роман Астахов. Русская Сила. Барражирующий истребитель-перехватчик Як-27.