Истребитель-перехватчик Як-27К.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.0.як-27к

Появление перехватчика Як-27 совпало с созданием первых отечественных самонаводящихся ракет. На основании постановления правительства от 30 марта и приказа ГКАТ от 4 апреля 1955 года под ракету К-8, созданную в коллективе, которым руководил М.Р.Бисноват, спроектировали самолет-перехватчик, получивший обозначение Як-27К, а для отработки и испытаний комплекса Як-27К-8 переоборудовали четыре (включая три серийных) Як-27. Ракеты располагались на пусковых устройствах, размещенных между фюзеляжем и гондолами двигателей истребителя.

Опытный самолет строился на заводе ОКБ-115 как второй прототип Як-121 и конструктивно мало отличался от первой опытной машины. Обтекатель РЛС стал немного короче, стабилизатор сделали переставным в полете, установили двигатели РД-9АФ. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 3215 л. Пилоны под ракеты К-8, как и на опытном Як-25К № 0119, имели обратный вынос.
Опытный экземпляр Як-27К построили в августе 1956 года. Первый этап его заводских испытаний проходил в сентябре-ноябре 1956 года. 6 октября того же года ведущим летчиком по испытанию Як-27К назначили Г.А.Тинякова. Руководил заводскими испытаниями ракетоносца Ч.Г.Гадзаов.

Заводские испытания ракет К-8 (без пусков) начались в подмосковном Жуковском на двух летающих лабораториях Як-25М. Затем, после гибели Тинякова, их продолжил на опытном экземпляре Як-27К-8 летчик-испытатель В.М.Волков. Эти полеты показали, что вооружение требует доводки, затянувшейся до весны 1957 года. Следующий этап летных испытаний ракетного вооружения начался в мае 1957 года. Летом к ним подключился второй серийный истребитель Як-27 (заводской № 0201).

Летные испытания «восьмерки» начались во Владимировке (ныне г. Ахтубинск, Астраханская область), где находился 6-й ГосНИИ ВВС в январе 1958 года. Первый полет Як-27К во Владимировке 17 января 1958 года закончился катастрофой. После отрыва от ВПП переднего колеса у самолета появилась тенденция к дальнейшему росту угла атаки. Пилотировавшие Як-27К командир авиаполка боевого применения A.М.Хитров и летчик-испытатель ЛИИ B.Н.Завадский не смогли справиться с машиной, поскольку стабилизатор стоял под углом минус 0,25° вместо положенных плюс 1,5°. В результате — прогрессирующий рост угла атаки, приведший к потере скорости и сваливанию.

После этого случая испытания Як-27К поручили летчикам НИИ ВВС. В частности, на нем летали Г.Т.Береговой, С.А.Микоян и П.Ф.Кабрелев, а также операторы РЛС Бурлаков и Иньков. От промышленности испытаниями К-8 занимались летчики М.П.Киржаев, МЛ.Петушков и В.А.Шевченко.

С 12 апреля 1958 года начались заводские испытания трех серийных самолетов, доработанных в вариант перехватчика Як-27К (заводские №№ 0503, 0104 и 0204) с РЛС «Сокол-2К» и двигателями РД-9Ч. Радиолокационную станцию, переименованную впоследствии в «Орел», разработали в ОКБ-33 МАП под руководством Г.М.Кунявского.

Кроме трех упомянутых машин, в 1957 году системой вооружения К-8 был оборудован и первый пушечный серийный Як-27 № 0201. Тогда же на нем установили доработанное крыло. Контрольные испытания этого истребителя с целью проверки работы двигателей, оценки устойчивости и управляемости, а также определения его скоростных характеристик провел в декабре летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, выполнив 3 полета общей продолжительностью 1414 мин. До конца мая 1958 года Як-27 № 0201 участвовал отработке и заводских испытаниях системы К-8, проходивших на 6-м полигоне Минобороны в Ахтубинске (в/ч 15650). Наряду с ним, в этих работах задействовались два перехватчика Як-25К и опытный Як-27К. На этой машине выполнили 41 полет общей продолжительностью 24 ч. 42 мин., на Як-27 № 0201 — еще 3 полета.

По результатам испытаний Як-27К достиг максимальной скорости 1270 км/ч, что превышало расчетную, потолок — 16300 м (видимо, без ракет), продолжительность полета с ракетами — 1 час 27 минут. Максимальная дальность при этом составила 1260 км.

Было произведено 7 пусков ракет, из них один — по парашютной мишени ПМ-1, а два — по самолетам-мишеням Ил-28М. Стрельбы по самолетам производились на высотах 9000-10000 м с дистанции 5-6 км (дальность обнаружения цели — 33-35 км). Оба Ила удалось сбить.

Из мемуаров С.А.Микояна следует, что первую радиоуправляемую мишень Ил-28М он и оператор Бурлаков сбили ракетой К-8, оснащенной тепловой головкой самонаведения, 20 февраля 1958 года. Однако из документов ГКАТ следует, что в ходе заводских испытаний Як-27К первые мишени Ил-28М были сбиты 23 и 29 мая 1958 года.

В соответствии с распоряжением правительства в 1958 году заводу в Саратове предписывалось изготовить из прошлогодних заделов 19 перехватчиков, предназначавшихся для испытаний управляемых ракет, оборудования и двигателей, отработки систем перехвата и накопления опыта эксплуатации ЖРД.

Для ВВС планировалось передать четыре Як-27 с пушечным вооружением и два Як-27К с ракетами К-8. Для авиационной промышленности — восемь машин Як-27К с ракетами К-8 и пять Як-27В с ЖРД. Всего же завод № 292 построил в 1957 году 10 перехватчиков Як-27 разных модификаций, в том числе три Як-27К и в следующем году — пять Як-27В. Восемь из них были с доработанным крылом, отличавшимся смещенными к корневой нервюре элеронами и отклоненными вниз носками его концевых частей.

Як-27К получил достаточно хорошую оценку летчиков, но в 1958 году на вооружение авиации ПВО приняли новый комплекс перехвата Су-9-51 с перспективой замены системы К-51 системой К-8. Этот самолет по своим характеристикам значительно превосходил Як-27К и тем самым перечеркнул его карьеру.

Як-27К остался в числе опытных машин, но внес свой вклад в испытания и доводку ракет К-8. Как перехватчик, Як-27К имел недостаточную скорость и малую продолжительность полета. В то время уже разрабатывались более скоростные и дополнявшие друг друга перехватчики Су-11 и Ту-128.

ЛТХ:

Модификация: Як-27К
Размах крыла, м: 10,964
Длина, м: 17,335
Площадь крыла, м2: 28,94
Масса, кг
-пустого самолета: 7005
-нормальная взлетная: 10680
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-9Ф
Тяга , кгс
-нефорсированная: 2 х 2750
-форсированная: 2 х 3800
Максимальная скорость, км/ч: 1270
Практическая дальность, км: —
Продолжительность полета, ч.мин: 1.30
Практический потолок, м: 16300
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х УР К-8 или 4 К-75.

1.Як-27К в НИИ ВВС.

Истребитель-перехватчик Як-27К в НИИ ВВС.

2.Як-27К в НИИ ВВС. 2

Истребитель-перехватчик Як-27К в НИИ ВВС.

4.Як-27К в НИИ ВВС. 4

Истребитель-перехватчик Як-27К в НИИ ВВС.

3.Як-27К в НИИ ВВС.

Истребитель-перехватчик Як-27К.

5.Як-27К выруливает из ангара.

Як-27К выруливает из ангара.

6.Як-27К на взлете.

Истребитель-перехватчик Як-27К на взлете.

8.Як-27К-8. Рисунок.

Як-27К. Рисунок.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Моделист-Конструктор. Николай Якубович. Многоликий «Як».
Авиация и Время. Ефим Гордон. Большое семейство.
Роман Астахов. Русская Сила. Барражирующий истребитель-перехватчик Як-27.