Тиняков Георгий АлександровичТиняков Георгий Александрович (1913-1956).

Лётчик-испытатель, подполковник.

Родился 24 июня (7 июля) 1913 года в городе Армянск, ныне Красноперекопского района (Крым).
С 1921 года жил в городе Кропоткин Краснодарского края.
В 1929 году окончил железнодорожную 9-летнюю школу. Занимался авиамоделизмом.
В 1930-1932 годах работал электротехником железнодорожной станции Кропоткин.
В 1937 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Занимался планерным спортом в Ростовском аэроклубе. В 1937 году на базе аэроклуба построил планер собственной конструкции ГТ-1 «Л.Каганович». На XII Всесоюзных планерных соревнованиях (1937 год) его планер занял второе место.
В 1937 году окончил лётную школу Ростовского аэроклуба.
В Красной Армии с декабря 1937 года.
В 1939 году окончил Луганскую ВАШЛ.
В 1939-1942 годах — лётчик-инструктор Таганрогской ВАШЛ (с октября 1941 года ВАШЛ в эвакуации в Омске).
В 1943 году окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С июля 1943 года по 1953 год — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания Су-12 (1948 г.), ряд испытательных работ на самолётах Ил-2, Ил-10, Су-6, Як-12, Як-15, Як-18, вертолётах Г-3, Г-4ГМ-1 (Ми-1), Ми-4. Написал книгу — «Пилотирование вертолета», где он рассказал о работе с генеральным конструктором М.Л.Милем, как учили летать Ми-1, популярно обобщил свой опыт работы.
С 1953 года по 1955 год — в Лётной инспекции НИИ ВВС.
С февраля 1955 года — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Испытывал Як-24К, Як-25, Як-27 и др. Всего освоил 100 типов ЛА.
17 декабря 1955 года установил мировой рекорд на вертолете Як-24, достигнув высоты 5082 м с грузом 2 т на борту (всего установил 2 мировых рекорда).

Погиб 4 декабря 1956 года при выполнении испытательного полёта на Як-27В.

В конце 1957 года все три истребительные фирмы вывели на летные испытания самолеты, которые должны иметь двойную скорость звука. Полеты шли очень интенсивно и в атмосфере соревнования. В тот день Г.А.Тинякову предстоял полет с целью установить на Як-27В (27РС) мировой рекорд высоты с включением ЖРД-ускорителя. До этого летчик выполнил 33 полета, из них три с ЖРД.
Погода была малопригодной для полетов опытных самолетов. К тому же всю ночь бушевала метель, слегка притихшая к утру. На бетонированной взлетно-посадочной полосе ЛИИ, длиной в несколько километров — метровые снежные барханы. День короткий, а расчистить успели метров шестьсот-семьсот, не более. Но Тиняков получает настойчивые указания — взлетать!
Як-27В имел серьезный дефект управляемости — продольную неустойчивость на взлетной скорости. Но Тиняков надеялся не допустить на взлете резкого увеличения угла атаки.
— Подорвем пораньше и ускорители помогут, — сказал он ведущему инженеру Заморе. Но сомнения не покидают Георгия, а тут еще гермошлем запотел. Техник и инженер помогают протереть запотевший гермошлем.
Вырулил, получил по радио не очень уверенно сказанное «разрешение на взлет» от руководителя полетов. Разбег. Но теперь уже ясно, что для него не хватит расчищенного участка взлетной полосы. Движением ручки «на себя» «подорвал» самолет. Но скорость значительно меньше расчетной скорости отрыва. Включил ускорители.
Стоявшие у старта инженеры и техники ЛИСа увидели, как с резким гулом ускорителей самолет задрал нос и без выдерживания полез вверх, все время увеличивая угол тангажа. На высоте около 15 м летчик включил форсаж, но набрав лишь 50 метров «Як» сорвался в штопор и при ударе о землю взорвался. Рвануло так, что за сотни метров в строениях вылетели стекла. Наиболее вероятной причиной катастрофы считался отрыв от ВПП на меньшей скорости, чем положено.

Жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково), затем в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени;
-четыре ордена Красной Звезды;
-медали.

.

.

Список источников:
А.М.Загордан. Военные испытатели вертолетов.
«Крылья Родины» № 8 за 1998 г. Н.Якубович. Документы свидетельствуют. О сверхзвуковых самолетах Як-26, Як-27, Як-28.
А.А.Щербаков. Тайны авиакатастроф.