Высотный истребитель Як-3ПД.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.0.Як-3ПД.

Самолеты Як-3ПД с двигателями ВК-105ПД и ВК-105ПВ были высотными модификациями серийных Як-3 с моторами ВК-105ПФ2. В апреле 1944 года в ОКБ А.С.Яковлева был подготовлен эскизный проект высотного истребителя-перехватчика с большой вертикальной и горизонтальной маневренностью, отличающегося от серийного Як-3 с двигателем М-105ПД с двухступенчатым нагнетателем небольшими изменениями в ВМГ. Вооружение: одна моторная и одна синхронная облегченные пушки калибра 20 мм с боезапасом по 150 снарядов. Расчетные данные: полетная масса 2650 кг; практический потолок 12900 м; максимальная скорость у земли — 540 км/ч, на 5000 м — 656 км/ч, на 10 800 м — 715 км/ч; время набора 5000 м — 4,8 мин, 10000 м- 10,8 мин.

Рабочее проектирование варианта с ВК-105ПД началось осенью 1944 года. Расчетные данные на этот раз: полетная масса 2580 кг, практический потолок 12500 м, максимальная скорость 715 км/ч на высоте 10800 м. Модификации подвергся Як-3 № 36-20, на котором к концу января 1945 года заменили двигатель и облегчили конструкцию. Летчик М.И.Иванов испытал ВМГ модифицированного самолета в двух непродолжительных полетах с Центрального аэродрома 5 февраля (с винтом СВ-02) и 18 февраля (с винтом Л-2). Фактически полетная масса составляла 2616 кг с 270 кг горючего. Была достигнута высота 9000 м, на которой давление бензина упало до нуля. Двигатель давал перебои. 19 февраля М.И.Иванов перегнал самолет в ЛИИ для дальнейших испытаний и доводки.

С 20 февраля по 5 мая 1945 года Як-3 с двигателем ВК-105ПД № 1012-43 завода № 466 с двухступенчатым нагнетателем Э-100 (передаточное число 9,72) проходил летные испытания и доводку в ЛИИ.

С 23 февраля по 3 мая было выполнено 18 полетов (летчик С.H.Анохин, ведущий инженер Е.Ф.Шварцбург) и произведена одна замена двигателя ввиду появления стружки в маслофильтре и отказа турбомуфты. Испытания часто прерывались из-за ненанежной работы двигателя и ВМГ. Ввиду невозможности установить нормальный режим работы двигателя 14 мая было решено закончить первый этап испытаний.

Для другой модификации Як-3ПД взяли серийный самолет Як-3 ВК-105ПФ № 44-19 завода № 292, который до этого подвергся изменениям в ОКБ и проходил заводские испытания как эталон Як-3 на 1945 год. С 20 по 28 сентября 1944 года на нем заменили двигатель на М-105ПВ № 7327-43, винт — на ВИШ-105ТЛ-2, а также внесли изменения в ВМГ, провели ремонт и подкраску поверхностей самолета. Полетная масса уменьшилась с 2685 до 2678 кг, центровка сместилась с 24,9 до 25,3% САХ. Заводские испытания проводились с 29 сентября по 7 октября 1944 года (летчик В.Л.Расторгуев, ведущий инженер А.H.Кануков, техник H.И.Макеев). Цель испытаний — проверка работы нового двигателя с опытным нагнетателем и определение максимальных скоростей по высотам и скороподъемности (определялись на высотах до 6500 м). Было выполнено шесть полетов с 3 до 7 октября, общей продолжительностью 2 ч. 48 мин. сначала с винтом ВИШ-105ТЛ-2, а затем — с ВИШ-105СВ-01 (серийным). Получены наибольшие скорости: 656 км/ч на высоте 5525 м (2-я граница высотности), 554 км/ч у земли и 617 км/ч на высоте 2800 м (1-я граница высотности).

Ввиду неустойчивой работы двигателя самолет решили направить на испытания в ЛИИ для доводки двигателя. Як-3 с ВК-105ПВ № 1006-43 с нагнетателем Э-100 проходил испытания в ЛИИ в июне-июле 1945 года (летчик И.И.Шунейко, ведущие инженеры от ЛИИ Е.Ф.Шварцбург и А.В.Евдокимов, от ОКБ — К.H.Мкртычан). Цель испытаний — определение максимальной скорости на 2-й границе высотности и потолка самолета.

Испытания проводились с вооружением (одна мотор-пушка HС-23) и полным боекомплектом (60 снарядов) при полетной массе 2625 кг с нагрузкой 448 кг (летчик — 90 кг, бензин — 270 кг, смесь для впрыска — 25 кг, масло — 30 кг, боеприпасы — 33 кг). Площадь крыла по сравнению с серийными Як-3 увеличена на 0,5 м2 за счет увеличения размаха на 0,6 м.

Перед началом испытаний в ЛИИ были произведены следующие работы:
-смонтирована система перепуска воздуха из нагнетателя двигателя в атмосферу, предложенная инженером-летчиком ЛИИ И.И.Шунейко, что полностью устранило неустойчивую работу двигателя (помпаж) и позволило совершать полеты выше 13 000 м при нормальной работе двигателя и ВМГ;
-для улучшения работы системы охлаждения воды в водосистеме самолета установлены сепаратор и диффузор конструкции ЛИИ;
-крыло и оперение были вновь покрыты шпатлевкой и окрашены;
-улучшена герметизация приборной доски и подвижной части фонаря.

В полете 26 июня 1945 года была достигнута скорость 710 км/ч на высоте 11000 м (2-я граница высотности), а 6 июля — практический потолок 13300 м. Hа высотах 11000-12500 м благодаря наличию достаточного запаса мощности можно было совершать необходимые боевые эволюции (боевые развороты и виражи с достаточным креном) при хорошей управляемости самолета. Отмечено, что полеты на высоту 13000-13300 м с кислородной маской КПА-3бис требуют специальной высотной тренировки и соблюдения летчиком строгого режима.

Як-3ПД серийно не строился, но исследования в ЛИИ продолжались. Так, в марте 1947 г. был выпущен отчет об исследовании работы в высотных условиях водо- и маслорадиаторов на самолете Як-3ПД с двигателем ВК-105ПВ.

ЛТХ:

Модификация: Як-3ПД
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 15,35
Масса, кг
-пустого самолета: 2171
-нормальная взлетная: 2616
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПД
-мощность, л.с.: 1 х 1160
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 503
-на высоте: 692
Практическая дальность, км: 700
Скороподъемность, м/мин: 877
Практический потолок, м: 13000
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм мотор-пушка HС-23 с боекомплектом 60 снарядов.

1.Истребитель Як-3ПД.

Истребитель Як-3ПД.

2.Истребитель Як-3ПД.

Истребитель Як-3ПД.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.