Иванов Михаил ИвановичИванов Михаил Иванович (1910-1948).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.05.1948 г.), полковник.

Родился 18 июля 1910 в городе Санкт-Петербург. Русский.
С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве.
В 1929 году окончил школу ФЗУ. Работал токарем на паровозостроительном заводе. Прошёл курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима.
В Красной Армии с 1929 года.
В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
С октября 1936 года по январь 1937 года в качестве лётчика бомбардировщика СБ участвовал в боевых действиях в Испании.
В 1939-1941 годах — лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 301 (г. Химки). Испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТ-2 и истребители Як-1.
В 1941-1945 годах — лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 31 (г. Таганрог, с 1941 года в г. Тбилиси). Испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.

Участник Великой Отечественной войны:
-в июне-ноябре 1941 года — лётчик ПВО г. Таганрог. В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов (из них 12 — на штурмовку войск противника).

С февраля 1945 года — старший лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. 24 апреля 1946 года выполнил первый полёт и в дальнейшем провёл испытания одного из первых отечественных реактивных истребителей Як-15. Провёл испытания различных модификаций самолетов Як-3, Як-11, а также испытания реактивных истребителей Як-19 и Як-23.

5 марта 1948 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники Михаилу Ивановичу Иванову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Погиб 14 июля 1948 на самолёте Як-23 при подготовке к авиационному параду.

На Тушинском аэродроме проходила очередная тренировка воздушного парада. В воздухе было много самолетов. Истребители проходили один за другим на малой высоте вдоль шоссе, мимо главной трибуны. Высота полета — 100 м. Группы бомбардировщиков и транспортных самолетов шли на большой высоте и далеко в стороне от трассы пролета истребителей. Михаил Иванович пилотировал истребитель Як-23 и на подходе к трибуне, у самолета внезапно отвалилось правое крыло. Самолет мгновенно с большой скоростью выполнил бочку (переворот через крыло). Во время этого маневра Михаила Ивановича выбросило из кабины. Привязные ремни не выдержали и лопнули. Тело Михаила Ивановича упало на Волоколамское шоссе, прямо около главной трибуны. Когда разбирали этот случай, то обнаружили:
— на самолете Ту-16 (первое название Ту-14), пилотируемым Ф.Ф.Опадчим, не оказалось тяжелого балансира на руле поворота;
— на крыле самолета Як-23 обнаружены следы краски, которой был покрашен этот балансир и следы от удара балансира.

Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (05.03.1958 г.);
-орден Ленина;
-два ордена Красного Знамени;
-два ордена Отечественной войны 1-й степени;
-орден Красной Звезды.

.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Иванов Михаил Иванович (лётчик-испытатель).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).