Дальний истребитель Як-7Д.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.

Истребитель Як-7Д (дальний) представлял собой модификацию серийных самолетов Як-7В и Як-7Б в дальний разведчик истребительной авиации с наблюдателем (пассажиром) или с аэрофотоаппаратом в задней кабине.

Для постройки самолета в мае 1942 года был использован серийный фюзеляж вывозного Як-7В с установленными на нем двигателем М-105ПФ и оперением, а также опытное крыло, изготовленное заводом № 153 по чертежам ОКБ А.С.Яковлева. Шасси, хвостовое колесо с пневматиком 300х125 мм и некоторые другие конструктивные элементы были взяты с Як-7Б. Для увеличения дальности полета устанавливались 11 бензобаков общей емкостью 925 л. (690 кг), из них два бензобака общей емкостью 86 л и один расходный бачок на 6 л размещались в фюзеляже под полом кабины пилота, между лонжеронами, и восемь бензобаков общей емкостью 833 л — в крыле, по четыре с каждой стороны (шесть — между лонжеронами и два — в носке). Все крыльевые бензобаки снимались и устанавливались через люки в нижней обшивке крыла.

В связи с увеличением числа и объема бензобаков существенному изменению подверглись конструкция крыла, а также бензо- и маслосистемы самолета.

При той же площади 17,15 м2 крыло имело меньший размах (9,74 против 10,0 м) и менее закругленные концы с учетом возможной в дальнейшем установки предкрылков.

Крыло Як-7Д в конструктивном отношении принципиально отличалось от крыльев всех ранее выпускавшихся самолетов «Як». Каркас крыла представлял набор из двух цельных по размаху дюралевых лонжеронов, связанных между собой шестью дюралевыми и двумя деревянными (концевыми) нервюрами. Каркас обшит выклееной по форме крыла бакелитовой фанерой и шпоном. Для крепления обшивки к металлическим полкам лонжеронов и нервюр вдоль полок была проложена фанера, прикрепленная к металлу заклепками с широкими головками.

В нижней обшивке для размещения бензобаков было сделано шесть межлонжеронных и два носковых металлических люка, работавших вместе с обшивкой. Люки крепились к лонжеронам и нервюрам винтами с анкерными гайками. В связи с установкой в крыле новых бензобаков тяги управления элеронами вынесены из межлонжеронной части крыла за задний лонжерон. Это упростило конструкцию бензобаков и улучшило доступ к тягам элеронов. Увеличенный маслобак на 65 кг масла размещался в обычном месте — за двигателем, на противопожарной перегородке.

Оборудование Як-7Д не отличалось от оборудования Як-7Б, но при использовании самолета в качестве фоторазведчика дополнялось аэрофотоаппаратом АФА-Б с дистанционным управлением и всем необходимым для выполнения разведки. Аэрофотоаппарат АФА-Б допускал выполнение 50 снимков. Предельная высота съемки — 8000 м.

Кислородное оборудование обеспечивало пребывание одного летчика на высоте 8000 м в течение 2 ч.

Для защиты от нападения истребителей противника Як-7Д был вооружен одной мотор-пушкой ШВАК с запасом 60 снарядов; в передней кабине была установлена бронеспинка. Переход от деревянной конструкции крыла к смешанной позволил снизить массу крыла и существенно расширить свободный объем внутри него.

Большое достоинство Як-7Д — это легкость перехода от одного варианта к другому. Снятие АФА занимало 1 мин, установка сидения в задней кабине — 4-5 мин; снятие сидения — 3 мин, установка АФА — 3-6 мин.

В то же время Як-7Д обладал одним очень неприятным эксплуатационным недостатком: заправка бензином через горловины крайних баков требовала 7-8 перерывов для обеспечения переливания бензина во внутренние баки и занимала до 1 ч.

Увеличение полетной массы и наличие второй кабины привели к существенному ухудшению летно-тактических характеристик. Максимальные скорости по сравнению с Як-7Б с М-105ПА уменьшились во всем диапазоне высот примерно на 30 км/ч, время набора высоты 5000 м увеличилось на 0,9 мин, практический потолок стал меньше на 900-1000 м. Но по дальности и продолжительности полета Як-7Д не имел себе равных среди всех отечественных истребительных самолетов того времени. Запасы горючего и масла обеспечивали дальность полета 2285 км и продолжительность, равную 6 ч. 31 мин.

Постройка Як-7Д было закончено 3 июня 1942 года. Заводские испытания и доводка производились с 3 по 16 июня 1942 года. Испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева в составе: летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер Н.К.Скржинский, бортмеханик Ф.3.Сбитнев. Было выполнено 15 полетов общей продолжительностью 13 ч. 15 мин.

На государственные испытания Як-7Д не предъявлялся и в серии не строился. По указанию главного конструктора А.С.Яковлева 16 июня 1942 года заводские испытания Як-7Д были прекращены и самолет был переведен в цех завода для модификации его в одноместный дальний истребитель Як-7ДИ.

Хотя Як-7Д серийно не строился, он сыграл важную роль, так как, по-существу, положил начало созданию семейства самолетов Як-9, в том числе Як-9Д и Як-9ДД.

ЛТХ:

Модификация: Як-7Д
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2262
-нормальная взлетная: 3135
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 495
-на высоте: 565
Практическая дальность, км: 1060
Скороподъемность, м/мин: 714
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 2
Вооружение: 1 х мотор-пушка ШВАК с запасом 60 снарядов.

1.Дальний истребитель Як-7Д.

Дальний истребитель Як-7Д.

Дальний истребитель Як-7Д.

2а.Каркас крыла Як-7Д.

Каркас крыла Як-7Д.

3.Як-7Д. Схема.

Як-7Д. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1,-3,-7,-9 во Второй Мировой войне.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.