Фронтовой разведчик Як-7Б АФА-ИМ.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.0.Як-7 АФА-ИМ.

Еще в августе 1941 года по заданию главного конструктора А.С.Яковлева на заводе № 301 на базе Як-7УТИ были изготовлены два опытных самолета в варианте разведчика Як-7Р с аэрофотоаппаратами АФА-ИМ и радиостанцией РСИ-4. На самолетах были выполнены металлизация и экранировка, установлены предкрылки, бронеспинка, спецстекла. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов. Эти самолеты успешно прошли госиспытания в НИИ специальных служб ВВС в сентябре 1941 года, но серийно не строились в связи с большой потребностью в одноместном истребителе Як-7.

Як-7Б с двигателем ВК-105ПФ в варианте фоторазведчика истребительной авиации представлял собой обычный серийный Як-7Б, оборудованный фотоаппаратом АФА-ИМ и предназначенный для разведки с высот от 300-400 м до 3000 м . Образец фотооборудования изготовил завод N82 в сентябре 1943 г. по тактико-техническим требованиям НИИ спецслужб. Установка фотоаппарата массой 10 кг смещала центровку самолета назад на 0,5% и увеличивала противокапотажный угол на несколько десятых градуса.
Фотоаппарат размещался у правого борта во второй кабины самолета между 3-й и 4-й рамами фюзеляжа, мотором к правому борту; пусковая кнопка — на ручке управления самолета. Для прохода световых лучей в АФА-ИМ перед его объективом вырезался фотолюк размером 135х135 мм.

Эталон для серийного производства — самолет Як-7Б № 14-10 завода № 82 проходил полигонные испытания в НИИ спецслужб в октябре 1943 года.

На серийных самолетах Як-7Б предусматривались места с соответствующими деталями для крепления фотоустановки АФА-ИМ. Поэтому дооборудование самолетов для фоторазведки могло производиться силами строевых частей непосредственно в полевых условиях в соответствии с прилагавшейся к самолету технической документацией. Было выпущено около 350 самолетов Як-7Б с фотооборудованием под фотоаппарат АФА-ИМ на заводах № 153 и № 82.

ЛТХ:

Модификация: Як-7Б АФА-ИМ
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2262
-нормальная взлетная: 3210
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 500
-на высоте: 570
Практическая дальность, км: 1100
Скороподъемность, м/мин: 1064
Практический потолок, м: 10000
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов).

Фронтовой разведчик Як-7 АФА-ИМ.

Фронтовой разведчик Як-7 АФА-ИМ.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.