Истребитель-бомбардировщик Як-9Б.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
Як-9Б (бомбардировщик) с двигателем ВК-105ПФ представлял собой истребитель-бомбардировщик и являлся модификацией серийного Як-9Д № 14-20. Заводской индекс — Як-9Л.
Модификация заключалась в том, что за кабиной летчика между 2-й и 4-й рамами фюзеляжа (на месте задней кабины) были оборудованы четыре бомбоотсека, расположенные попарно один за другим (в виде труб) для подвески четырех фугасных бомб ФАБ-100 или четырех кассет с противотанковыми авиабомбами ПТАБ массой 1,5 кг по 32 бомбы в каждой кассете. Стрелковое вооружение как у Як-9Д.
Бомбоотсеки значительно расширили диапазон боевого применения самолета. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель, а с бомбами — как скоростной истребитель-бомбардировщик для атаки точечных, хорошо защищенных целей.
Стенки отсеков были наклонены назад под углом 75° к продольной оси самолета. Снизу каждый отсек закрывался отдельной створкой. Бомбы подвешивались в отсеки стабилизаторами вниз и удерживались от выпадания створками, которые, в свою очередь, удерживались замками. В верхней части отсеков были установлены регулируемые упоры, центрирующие бомбы ФАБ-100.
Сбрасывание бомб могло осуществляться попарно или залпом путем открывания створок с помощью электроспусков, включаемых кнопкой на ручке управления самолетом, или с помощью аварийного механического сбрасывателя. Порядок сбрасывания бомб устанавливался четырьмя тумблерами на левом борту кабины. Для доступа к бомбоотсекам задняя прозрачная часть фонаря кабины была выполнена легкосъемной.
Загрузка бомбоотсеков осуществлялась снизу с помощью переносной лебедки, устанавливаемой над ними на спецферме. При этом необходимо было поднимать хвост самолета над землей на 0,5-0,6 м или устанавливать самолет над специально вырытой в земле траншеей. На подвеску двух ФАБ-100 требовалось 20 мин, четырех — 25 мин. Подвеска четырех кассет со 128 бомбами ПТАБ-2,5-1,5 занимала 22 мин.
Нормальный вариант бомбовой нагрузки 200 кг в двух передних отсеках (ПТАБ-2,5-1,5 или две ФАБ-100). Полетная масса самолета в этом варианте — 3356 кг, центровка — 23,4% САХ, противокапотажный угол при торможении — 25°15′. При этом Як-9Б обладал некоторым запасом продольной статической устойчивости и допускал пилотирование летчиками средней квалификации при небольшой дополнительной тренировке, Бомбовая нагрузка в 300 и 400 кг считалась перегрузочным вариантом. Полетная масса самолета при 400 кг бомб — 3556 кг, центровка — 33,0% САХ, противокапотажный угол при торможении- 34°10′. В этом варианте Як-9Б не обладал устойчивостью в продольном отношении. Полеты разрешались только в особых случаях и только для летчиков с хорошей и отличной техникой пилотирования.
При загрузке Як-9Б двумя бомбами ФАБ-100 скорость его уменьшалась на 2-3 км/ч, а при четырех бомбах на 5-7 км/ч. Время набора высоты 5000 м увеличивалось соответственно на 0,5 мин. и 1,5 мин. С 400 кг бомб и полной заправке горючего (485 кг) взлет несколько усложнялся. Во время разбега самолет неохотно поднимал хвост.
Для обеспечения нормальной работы Як-9Б с 200 и 400 кг взлетная дистанция до препятствия высотой 25 м должна была быть на 300-500 м больше, чем для Як-9Д.
Бомбометание 300 и 400 кг бомб было допустимо только с горизонтального полета ввиду того, что Як-9Б не удовлетворял нормам прочности редакции 1943 года для пикирующих бомбардировщиков.
Прицельное бомбометание можно было производить с горизонтального полета, на выводе из пологого пикирования и с пикирования под углами до 45°. При соответствующей тренировке летного состава в бомбометании на выводе из пикирования можно было добиться поражения целей размером до 50 м. В зависимости от режима бомбометания существовали свои способы и методы прицеливания. Использовались специальные метки, нанесенные на остекленной части козырька фонаря и на крыле, а также солдатики сигнализации положения опор шасси, капот двигателя, патрубки и т.д. При этом требовалось определенное положение корпуса головы и глаз летчика. Кроме того, требовалось производить строго регламентированные довороты самолета на цель.
Например, при бомбометании с горизонтального полета летчик должен был визировать цель по капоту двигателя, затем наметить впереди цели хорошо заметный ориентир и в момент прихода цели к носу самолета продолжать полет в том же направлении в течение 3 с, отсчитывая время произнесением чисел 21, 22, 23, после чего сбросить бомбы. Направление полета при отсчете времени выдерживалось по ориентиру.
Модификацию Як-9Д в истребитель-бомбардировщик ОКБ выполнило ровно за один месяц — к 20 марта 1944 году Госиспытания проходили в четыре приема:
-на облет и взвешивание — 23-24 марта 1944 года;
-на определение характеристик устойчивости и управляемости — 23 мая — 11 июня;
-контрольные испытания первого серийного самолета — 12-19 июля;
-на штопор — в июле-августе 1944 года.
Летчики-испытатели: А.Г.Прошаков, Ю.А.Антипов, А.Г.Кубышкин, ведущий инженер А.Т.Степанец. Войсковые испытания Як-9Б проходил в 330 ИАД (командир дивизии гв. полковник Ф.И.Шинкаренко) с 18 декабря 1944 года по 20 февраля 1945 года.
Было произведено 2494 боевых самолето-вылетов с бомбометанием, сброшено 51047 бомб общей массой 356,5 т, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолетов противника, в том числе 20 FW-190, 2 Me-109, 1 Арадо-56, 2 He-129. Потери Як-9Б в воздушных боях — 4 сбито и 4 подбито.
В результате бомбометаний выведено из строя и уничтожено много техники и живой силы противника: танков — 29, бронетранспортеров — 11, автомашин — 1014, автоцистерн — 17, тракторов — 3, орудий — 7, паровозов — 18, железнодорожных вагонов — 161, станционных зданий — 20, складов горючего — 4 и т.д.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, Як-9Б получил по итогам войсковых испытаний, в общем, неудовлетворительную оценку вследствие отсутствия специального прицела для бомбометания; сложности пилотирования при бомбовой нагрузке 500 и 400 кг и полной заправке горючего, а также наличия таких дефектов, как зависание авиабомб при бомбометании с пикирования под углом 45-50°, трудность загрузки и разгрузки самолета бомбами и др.
По этой причине, а также вследствие близкого окончания Великой Отечественной войны была построена лишь войсковая серия Як-9Б (в феврале-марте 1944 г.) в количестве 109 машин. Ими была полностью вооружена одна 130 ИАД на 3-м Белорусском фронте, в которой одна эскадрилья, построенная на средства артистов московского театра, называлась «Малый театр — фронту».
ЛТХ:
Модификация: Як-9Б
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2382
-нормальная взлетная: 3356
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 507
-на высоте: 562
Практическая дальность, км: 860
Скороподъемность, м/мин: 769
Практический потолок, м: 8600
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и 1 х 12,7-мм пулемет УБС (левый, синхронный) с боезапасом 200 патронов
Бомбовая нагрузка: нормальная — 200 кг в двух передних отсеках (ПТАБ-2,5-1,5 или две ФАБ-100), в перегрузку — до 400 кг.
Опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Як-9Б.
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б.
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б на фронтовом аэродроме.
Истребители-бомбардировщики Як-9Б «Малый театр фронту» построенные на средства артистов. 1944 г.
Сброс ПТАБ с Як-9Б.
Сброс ФАБ-100 с Як-9Б.
Авиабомбы в отсеке Як-9Б.
Бомбовая кассета для Як-9Б.
Карточка НИИ ВВС на Як-9Б.
Як-9Б. Рисунок.
Проекции Як-9Б. Рисунок.
Проекции Як-9Б. Рисунок.
Схема вооружения и бронирования истребителя-бомбардировщика Як-9Б.
Кабина Як-9Б. Чертеж.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.
А.С.Яковлев. Цель жизни. Записки авиаконструктора.