Учебно-тренировочный истребитель Як-9УВ.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
Як-9УВ (улучшенный вывозной) с двигателем ВК-107А представлял собой двухместный с двойным управлением вывозной самолет и являлся модификацией серийного Як-9У с тем же двигателем. Он имел примерно те же отличия от Як-9У ВК-107А, что и Як-9В от Як-9Д и Як-9Т, за исключением того, что у Як-9УВ шасси было убирающимся.
Вооружение Як-9УВ состояло из одной мотор-пушки Б-20М с боезапасом 100 снарядов. Спецоборудование обеспечивало полеты днем в условиях видимости земных ориентиров до высоты 4,0-4,5 км.
Для более эффективного охлаждения двигателя были установлены новые водо- и маслорадиаторы, водорадиатор опущен вниз. Однако при частых взлетах-посадках, характерных для вывозных и учебно-тренировочных самолетов, на номинальном режиме работы двигателя (3000 об/мин) на Як-9УВ имел место перегрев воды и масла. Hормальные температуры воды и масла обеспечивались при 2800 об/мин и открытии заслонки водорадиатора на 375 мм вместо 300 мм в положении «по потоку».
Максимальная скорость Як-9УВ из-за наличия второй кабины, снижения числа оборотов двигателя и большего открытия заслонки водорадиатора была меньше, чем у Як-9У на 35-90 км/ч в зависимости от высоты полета. По остальным летно-тактическим характеристикам, а также по технике пилотирования Як-9УВ практически не отличался от серийных самолетов Як-9У ВК-107А.
Як-9УВ № 00-00 выпуска июня 1945 года завода № 82 без заводских испытаний проходил государственные испытания в HИИ ВВС с 10 июля по 12 октября 1945 года (летчик Л.М.Кувшинов, инженер Г.А.Седов). Серийно не строился, так как к тому времени Отечественная война окончилась и вскоре на вооружение начали поступать первые реактивные истребители Як-15 и МиГ-9, для которых нужны были реактивные вывозные самолеты.
ЛТХ:
Модификация: Як-9УВ
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,55
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2505
-нормальная взлетная: 3128
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 564
-на высоте: 623
Практическая дальность, км: 650
Скороподъемность, м/мин: 910
Практический потолок, м: 11300
Экипаж: 2
Вооружение: 1 х 20-мм мотор-пушка Б-20М с боезапасом 100 снарядов.
Як-9УВ.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
Дмитрий Лейпник. Як-9 — рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.