Учебно-тренировочный истребитель Як-9В.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.

Як-9В (вывозной) с двигателем ВК-105ПФ2 представлял собой двухместный, с двойным управлением, вывозной самолет и предназначался для вывозки и тренировки летного состава школ и строевых частей ВВС.

В конструктивном отношении он являлся модификацией серийного Як-9Т (а также переделывался из Як-9М) и отличался тем, что имел две размещенные одна за другой кабины — для учлета (передняя) и для инструктора (задняя), — прикрытые общим фонарем.

Отличия Як-9В:
-подвижные части фонарей обеих кабин оборудованы механизмами аварийного сбрасывания, причем для передней кабины подвижная часть фонаря взята с серийного самолета, а для задней кабины — разработана заново;
-в передней кабине вместо бронеспинки установлена фанерная спинка сидения летчика;
-задняя кабина оборудована ручным и ножным управлениями;
-на ручке управления самолетом в задней кабине установлен рычаг управления тормозами колес и кнопка, при нажатии которой управление тормозами в передней кабине выключалось и вступало в работу управление тормозами в задней кабине;
-для управления ВМГ в задней кабине установлены сектор газа, рычаг управления шагом винта и переключатель магнето;
-на приборной доске задней кабины установлены магнитный компас, указатель скорости, высотомер, аэротермометры масла и воды, тахометр и другие необходимые приборы;
-в фонаре между кабинами установлена прозрачная перегородка;
-в обеих кабинах установлены механизмы регулировки высоты сидений в полете;
-в задней кабине установлены кран и рычаг аварийного выпуска шасси;
-объем маслобака уменьшен с 60 до 51 л, снята система заполнения бензобаков нейтральным газом, сняты протекторы бензобаков;
-вместо пушки HС-37 калибра 37 мм и синхронного пулемета УБС в развале двигателя установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 90 снарядов;
-на правой консоли крыла установлен фотокинопулемет ПАУ-22 с управлением от кнопки, ранее предназначавшейся для управления огнем пулеметов.

Оборудование Як-9В было более совершенным, чем у Як-7В и включало в себя самолетное переговорное устройство (СПУ), приемопередающую радиостанцию РСИ-6МУ, допускавшую передачу из любой кабины и одновременный прием обоими членами экипажа; радиополукомпас РПК-10М и авиагоризонт АГ-2.

Объем оборудования Як-9В обеспечивал полеты днем в условиях видимости земных ориентиров на высотах до 4500 м (кислородное оборудование отсутствовало).

Установка второй кабины и снятие пушки HС-37 практически не изменило полетной массы по сравнению с Як-9Т, но привело к существенному сдвигу центровки назад — до 26,5% САХ против 21,85% САХ.

При 2700 об/мин, закрытых фонарях обеих кабин и установке заслонок радиаторов по потоку Як-9В имел максимальную скорость на 4 км/ч меньше, чем у серийных Як-9Т с тем же двигателем ВК-105ПФ2. Для учебно-тренировочного самолета такое снижение скорости являлось вполне допустимым. По всем остальным летно-тактическим характеристикам (скороподъемности, маневренности, взлетно-посадочным свойствам, штопорным характеристикам, дальности и продолжительности полета и т.д.)

Як-9В практически не отличался от Як-9Т, что являлось большим достоинством самолета. По технике пилотирования, а также простоте выполнения посадок Як-9В несколько отличался в худшую сторону, вследствие недостаточной продольной устойчивости из-за смещения центровки назад. Выполнение фигур высшего пилотажа и посадок усложнилось, но незначительно.

Головной Як-9В ВК-105ПФ2 проходил госиспытания в HИИ ВВС с 10 по 17 апреля 1945 года (летчик-испытатель В.Г.Иванов, ведущий инженер Г.А.Седов).

Як-9В строился серийно в течение двух лет — с августа 1945 года по август 1947 года. Всего выпущено 793 машины, из них 456 заново и 337 переделаны из Як-9М. Як-9В, как и его предшественник Як-7В, сыграл исключительно важную роль в подготовке кадров летного состава.

ЛТХ:

Модификация: Як-9В
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2344
-нормальная взлетная: 3107
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 506
-на высоте: 564
Практическая дальность, км: 1380
Скороподъемность, м/мин: 862
Практический потолок, м: 9900
Экипаж: 2
Вооружение: 1 х 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 90 снарядов и фотокинопулемет ПАУ-22.

1.Самолет ЯК-9В (вывозной). ЦАГИ. 1945 г.

Учебно-тренировочный истребитель Як-9В (вывозной). ЦАГИ. 1945 г.

1а.Самолет ЯК-9В (вывозной). ЦАГИ. 1945 г.

Учебно-тренировочный истребитель Як-9В (вывозной). ЦАГИ. 1945 г.

2.Як-9В на полевом аэродроме.

Як-9В на полевом аэродроме.

4.Як-9В на полевом аэродроме.

Як-9В на полевом аэродроме.

5.Як-9В на полевом аэродроме.

Як-9В на полевом аэродроме.

5а.Як-9В ВВС ПНР. Рисунок.

Як-9В ВВС ПНР. Рисунок.

6.Як-9В. Схема 1

Як-9В. Схема 1.

7.Як-9В. Схема 2.

Як-9В. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне.