Истребитель Як-9М.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.yak-9m

Як-9М (модифицированный) с ВК-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ-01 являлся модификацией Як-9Д и отличался от него в основном тем, что фюзеляж самолета был выполнен по типу Як-9Т, т.е. со смещенной на 400 мм назад кабиной летчика. Эта модификация была выгодна в производстве, так как позволяла унифицировать конструкцию фюзеляжей, используя их в зависимости от потребностей для выпуска Як-9Т либо Як-9Д.

Кроме того, на Як-9М осуществлены крупные изменения и доработки, улучшающие боевые и эксплуатационные качества. На нем были устранены все конструктивные и производственные дефекты, отмеченные в рекламационных актах, дефектных ведомостях, протоколах НКАП и ВВС, усилено крыло (увеличена толщина обшивки, применена бакелитовая фанера, увеличена площадь приклейки обшивки к каркасу и т.д., в результате чего прочность крыла и фюзеляжа доведена до технических требований); установлены аварийно сбрасываемый фонарь кабины летчика, автомат регулирования температуры воды АРТ-41, кнопочное управление рацией, фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, укорочена антенна; верхний луч на 260 мм и нижний — на 240 мм, механическая система перезарядки пушки заменена пневмомеханической и др.

По запасу горючего и вооружению Як-9М был аналогичен Як-9Д, а по расположению кабины летчика — Як-9Т. Перенос кабины назад на 400 мм по сравнению с Як-9Д, практически не ухудшив обзора, существенно улучшил противокапотажные свойства самолета. По технике пилотирования и основным летно-тактическим характеристикам Як-9М не отличался от Як-9Д и Як-9Т.

Модификация была произведена непосредственно на заводе № 153, выпускавшем Як-9Д и Як-9Т. Наименование Як-9М присваивалось всем самолетам Як-9, начиная с № 25-01, т.е. с первой машины 25-ой серии. Головной Як-9М проходил контрольные государственные испытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 года (летчик В.Г.Иванов, инженер Г.А.Седов).

Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 года по июнь 1945 года, вплоть до освоения в производстве Як-9У ВК-107А. Всего выпущено 4239 самолетов.

С октября 1944 года по мере поступления на завод № 153 двигателей ВК-105ПФ2 их стали устанавливать на Як-9М. До этого весь выпуск ВК-105ПФ2 направлялся для установки на Як-3. Одна из модификаций Як-9М предназначалась для войск ПВО. Як-9М ПВО с двигателем М-105ПФ (ПФ2) представлял собой модификацию фронтового истребителя Як-9М с тем же двигателем, предназначался для использования в системе противовоздушной обороны страны и отличался установкой оборудования для обеспечения полетов ночью и в плохих метеоусловиях, а также несколько меньшей полетной массой.

Оборудование Як-9М ПВО включало в себя фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6МУ и передатчиком РСИ-3М-1, радиоопознаватель СЧ-З, световую сигнализацию положения шасси (кроме двух зеленых лампочек на приоорной доске имелись еще две красные лампочки).

Полетная масса Як-9М ПВО снизилась за счет уменьшения запаса горючего с 480 до 420 кг, масла с 45 до 30 кг, снятия брони — 16 кг и осуществления других более мелких мероприятий.

Выпуск Як-9М ПВО определялся постановлением ГКО, в соответствии с которым НКАП должен был поставлять ВВС для формирования частей ПВО с 1 января по май 1943 года 32 машины ежемесячно, с 1 августа 1943 года каждый десятый самолет от выпускаемой продукции, а после насыщения частей ПВО самолетами Як-9 последние изготовлять по особой договоренности между ВВС и НКАП.

ЛТХ:

Модификация: Як-9М
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2428
-нормальная взлетная: 3095
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 518
-на высоте: 573
Практическая дальность, км: 950
Скороподъемность, м/мин: 820
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм моторпушка ШВАК (120 снарядов) и 1 х 12,7-мм пулемет УБС (левый синхронный) с боезапасом в 200 патронов.

1.Як-9М на испытаниях в марте 1944 г.

Истребитель Як-9М на испытаниях в марте 1944 г.

3.Як-9М выруливает на взлет.

Истребитель Як-9М выруливает на взлет.

4.Як-9М полка Нормандия-Неман.

Истребитель Як-9М полка «Нормандия-Неман».

5.Як-9М полка Нормандия-Н

Истребители Як-9М полка «Нормандия-Неман» на стоянках.

6.Як-9М ВВС Польши

Истребитель Як-9М ВВС Польши.

7.Ремонт Як-9М на стоянке.

Ремонт двигателя на истребителе Як-9М.

8.Як-9М. Рисунок 1

Як-9М. Рисунок.

10.Як-9М. Схема

Як-9М. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.