Учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ.

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.

Для массового переучивания на МиГ-23 летного состава требовался двухместный вариант истребителя. Разработка учебно-боевого варианта МиГ-23 была задана постановлением Совета Министров СССР в ноябре 1967 года. Постройка прототипа такого самолета началась в 1968 году и завершилась к концу 1969 года. Самолет получил обозначение МиГ-23УБ (23-51, изделие 23У, изделие 2У) — двухместный учебно-боевой вариант истребителя МиГ-23М с двигателем Р-27Ф2М-300 тягой 10000 кгс, без РЛС и ракет средней дальности Р-23 (система вооружения включает автоматический стрелковый прицел АСП-23Д, аппаратуру наведения ракет Х-23 «Дельта-НМ» и фотопулемет, ракеты Р-3С и Р-13М).

Как и первые серийные МиГ-23С, МиГ-23УБ оснащался крылом первой редакции, двигателем Р-27Ф2-300 и системой вооружения С-21М с РЛС «Сапфир-21М» (в дальнейшем от применения РЛС на «спарке» отказались из-за ненадежной (именно на этой модификации) работы радара — его иногда снимали и заменяли весовым балансиром.). Вторая кабина была размещена в измененной носовой части фюзеляжа за счет сокращения объема топливного бака № 1 и перекомпоновки носового отсека оборудования. Для компенсации сокращения запаса топлива в хвостовой части фюзеляжа был установлен бак № 4 (как на МиГ-23 типа «23-21» и МиГ-23М). С целью обеспечения безопасности полета на самолете внедрены система ограничения и индикатор углов атаки, пилотажно-навигационный комплекс «Полет-1И-23» с системой автоматического управления САУ-23УБ, система сигнализации опасных режимов. Органы управления имелись в обеих кабинах, однако «приоритетом» пользовалась задняя, где размещался инструктор, снабженный для улучшения обзора при взлете и посадке убирающимся перископом.

Первый полет на прототипе МиГ-23УБ (23-51/1, бортовой № 251) был выполнен 10 апреля 1970 года летчиком-испытателем М.М.Комаровым. В том же году самолет был запущен в серийное производство на Иркутском авиазаводе. Позже был создан вариант МиГ-23УМ, конструктивно близкий к МиГ-23МЛ. Серийное производство МиГ-23УБ и МиГ-23МЛ осуществлялось на Иркутском авиазаводе в 1970-1978 годах.

С 1971 года серийные МиГ-23УБ оснащались крылом III редакции, обеспечивавшим применение ПТБ, и двигателем Р-27Ф2М-300 тягой 10000 кгс. По боевым возможностям «спарка» значительно уступала одноместным машинам из-за отсутствия БРЛС, теплопеленгатора и ракет «воздух-воздух» средней дальности. Производство МиГ-23УБ в Иркутске для ВВС Советского Союза продолжалось до 1978 года, а на экспорт — до 1985 года, всего было построено свыше 1000 «спарок».

В 1998 году АНПК «МИГ» разработаны предложения по модернизации самолета МиГ-23УБ (МиГ-23УБ-99), предусматривающие внедрение современных систем диалога с экипажем, цифровой вычислительной техники, нового вооружения, за счет чего должен резко возрасти боевой и учебный потенциал самолета.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-23УБ
Размах крыла, м
-минимальный: 7,78
-максимальный: 13,97
Длина, м: 16,70
Высота, м: 4,82
Площадь крыла, м2: 37,27
Масса, кг
-пустого: 10920
-нормальная взлетная: 15080
-максимальная взлетная: 18000
-топлива: 3520
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-27Ф2М-300
Максимальная тяга, кгс: 1 х 10200
Максимальна скорость, км/ч
-у земли: 910
-на большой высоте: 2200
Перегоночная дальность, км: 1550
Практическая дальность, км: 1210
Скороподъемность, м/мин: 8700
Практический потолок, м: 15800
Макс. эксплуатационная перегрузка: 7
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 23-мм пушка ГШ-23Л ( боекомплект 200 патронов)
Боевая нагрузка: 1600 кг на узлах подвески — УР «воздух-воздух» Р-3С и Р-13М, УР «воздух-поверхность» Х-23, НАР и свободнопадающие бомбы.

1.Первый опытный МиГ-23УБ.

Опытный самолет «23-51/1».

2.1-ый сер. МиГ-23УБ Иркутского машиностроительного з-да. Декабрь 1970 г.

Первый серийный МиГ-23УБ Иркутского машиностроительного завода. Декабрь 1970 г.

МиГ-23УБ на рулежке.

3.МиГ-23УБ на стоянке.

МиГ-23УБ на стоянке.

3а.МиГ-23УБ ВВС России, Рехлин, 23 марта 1993 г

МиГ-23УБ ВВС России, Рехлин, 23 марта 1993 г.

4.МиГ-23УБ выруливает на старт.

МиГ-23УБ выруливает на старт.

6.МиГ-23УБ на взлете.

МиГ-23УБ на взлете.

7.МиГ-23УБ ВВС России взлетает.

МиГ-23УБ ВВС России взлетает.

9.МиГ-23УБ после посадки.

МиГ-23УБ после посадки.

10.МиГ-23УБ заруливает на стоянку.

МиГ-23УБ после посадки.

5.МиГ-23УБ ВВС Ливии на рулежке.

МиГ-23УБ ВВС Ливии на рулежке.

8а.МиГ-23УБ в паре с МиГ-23МЛ. ВВС Ливии.

Ливийские МиГ-23УБ в паре с МиГ-23МЛ.

11.Проекции МиГ-23УБ ВВС ГДР. Рисунок.

Проекции МиГ-23УБ ВВС ГДР. Рисунок.

12.МиГ-23УБ ВВС СССР. Рисунок.

МиГ-23УБ ВВС СССР. Рисунок.

13.МиГ-23УБ ВВС Казахстана. Рисунок.

МиГ-23УБ ВВС Казахстана. Рисунок.

14.МиГ-23УБ ВВС Ливии. Рисунок.

МиГ-23УБ ВВС Ливии. Рисунок.

15.МиГ-23УБ ВВС Ирака. Рисунок.

МиГ-23УБ ВВС Ирака. Рисунок.

16.МиГ-23УБ. Схема.

МиГ-23УБ. Схема.

.

.

Список источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Время. Владимир Ильин. МиГ-23: долгий путь к совершенству.
Авиация и Время. Степан Микоян. Изменяемая стреловидность.
Крылья Родины. И.Михелевич. МиГ-23: штрихи к портрету.
Авиация и Время. Валерий Золотарев. Верхом на «козле».
Крылья Родины. В.Молочков. «Плетка» для «Фантомов»: Истребитель МиГ-23.