Истребитель-бомбардировщик Су-7БМ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.0.Су-7БМ

В 1962 году подготовили серийное производство и с конца года начали выпуск Су-7БМ. С 1963 года новый самолет уже поступал в строевые части, заменяя МиГ-17. В 1963 году самолетом заинтересовались представители министерства обороны Чехословакии и в 1964-1965-х годах в ЧССР поставили 66 Су-7БМ. Вслед за Чехословакией, в июле 1965 года «пробную» партию из шести Су-7БМ экспортировали в Польшу.

Уже после окончания серийного выпуска Су-7, зимой 1973 года, c одного из Су-7БМ и Су-17М были проведены опытные пуски УР класса «воздух-поверхность» Х-25 (изделие 69) с ЛГСН. Эта ракета разрабатывалась с начала 70-х годов ОКБ «Звезда» совместно со специалистами ОКБ Сухого и отраслевыми институтами и предназначалась для оснащения истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17.

«Семерка», выделенная для испытания ракет, была соответствующим образом доработана. Кроме «изделия», под нее подвешивался контейнер со станцией подсветки целей «Прожектор-1». Выпущенный ею лазерный луч отражался от цели и воспринимался ЛГСН 24Н1 и приемником в кабине пилота. После запуска ракеты летчику необходимо было только удерживать метку прицела (и соответственно лазерный луч) на атакуемом объекте, все остальное делала автоматика. После анализа результатов стрельб было принято решение продолжить работы на более новом Су-17. На нем удалось достичь большей точности прицеливания, а Су-7 так и остался без «длинной руки».

Параллельно с модернизацией базового самолета, в ОКБ широким фронтом исследовались средства улучшения ВПХ Су-7Б. В 1960 году на базе этого самолета создали самолет С-25. На нем для уменьшения взлетной дистанции применили два сбрасываемых пороховых ракетных ускорителя СПРД-110, развивающих тягу по 3000 кг каждый. Кроме этого, С-25 стал единственным из семейства Су-7, на котором установили систему сдува пограничного слоя с поворотного закрылка воздухом, отбираемым от компрессора двигателя. В отличие от ускорителей, эта система так и осталась невостребованной для серийных «семерок», чего нельзя сказать о другой новинке — двухкупольном ТП. Контейнер ТП перенесли в основание киля, а хвостовой мягкий фюзеляжный топливный бак был заменен на бак-отсек. Это мероприятие позволило увеличить запас топлива, что благотворно сказалось на дальности и продолжительности полета. Испытание новой системы дало положительные результаты, и она получила «добро» в серию, а испытания С-25 завершились в 1964 году.

К теме лыжного варианта шасси вернулись в 1963 году. Один из Су-7БМ переделали в опытный С-26 (Су-7Л). На нем отрабатывались лыжи новой формы, позволяющие садиться не только на грунт, но и на бетон. Для этого на самолете установили бак со спирто-глицериновой смесью, которая насосом под большим давлением подводилась к титановым полозьям и через отверстия в них выходила наружу, обеспечивая уменьшение трения лыж о бетон. Для остановки, в качестве тормозов, применяли специальное механическое устройство. Кроме этого, на С-26 испытывался и смешанный вариант колесно-лыжного шасси с модернизированной передней стойкой, оснащенной тормозным колесом увеличенного диаметра. Новое шасси хоть и позволяло летать с практически любых ВПП, не было принято в эксплуатацию из-за трудностей технического и эксплуатационного характера. Позже родилась идея колесно-лыжного шасси, в котором лыжи играют вспомогательную роль и просты в эксплуатации.

ЛТХ:

Модификация: Су-7БМ
Размах крыльев,м: 9,31
Длина, м: 16,61
Высота, м: 4,99
Площадь крыльев,м2: 34,00
Масса, кг
-пустого: 8450
-нормальный взлетный: 12750
-максимальный взлетный: 13954
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Сатурн АЛ-7Ф1-100
Тяга, кгс
-номинальная: 1 х 9600
-на форсаже: 1 х 8370
Максимальная скорость, км/ч: 2120
Крейсерская скорость, км/ч: 790
Практическая дальность, км: 1875
Макс. скороподъемность, м/мин: 9600
Практический потолок, м: 18500
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30 с 70 патронами в крыльях
Боевая нагрузка: максимальная — 2000 кг, практическая боевая — 1000 кг на шести подвесках (две под фюзеляжем и четыре под крыльями) + 2 ПТБ емкостью 600 литров; возможна подвеска ядерных бомб со свободным падением 8У69 (5 кТ), типичная нагрузка — две 500 или 250 кг бомбы различных типов, или две или четыре НУРС типа УБ-16-57, или два контейнера УПК-23 с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л.

1.Су-7БМ с четырьмя ПТБ и двумя универсальными блоками реактивных орудий типа УБ-16.

Су-7БМ с четырьмя ПТБ и двумя универсальными блоками реактивных орудий типа УБ-16.

1а.Су-7БМ ВВС ЧССР.

Су-7БМ ВВС ЧССР.

1б.Су-7БМ на рулежке.

Су-7БМ на рулежке.

2.Су-7БМ ВВС СССР на стоянках.

Истребители-бомбардировщики Су-7БМ ВВС СССР на стоянках.

3.Су-7У и Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках.

Су-7У и Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках.

3а.Истребители-бомбардировщики Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках. 1959 г.

Истребители-бомбардировщики Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках.

5.Истребители-бомбардировщики Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках.

Истребители-бомбардировщики Су-7БМ ВВС ЧССР на стоянках.

4.Пара Су-7БМ в полете.

Пара Су-7БМ в полете.

6.Подвесные топливные баки на 640 литров под фюзеляжем Су-7БМ.

Подвесные топливные баки на 640 литров под фюзеляжем Су-7БМ.

6а.Кабина Су-7БМ

Кабина Су-7БМ.

С-26 (Су-7Л). Экспериментальная модель на лыжном шасси.

С-26 (Су-7Л). Экспериментальная модель на лыжном шасси.

7.Су-7БМ ВВС ЧССР. Рисунок.

Су-7БМ ВВС ЧССР. Рисунок.

8.Проекции Су-7БМ. Рисунок.

Проекции Су-7БМ. Рисунок.

9.Су-7БМ. Схема.

Су-7БМ. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника.
Крылья Родины. Василий Павлов. Над полем боя.
Крылья Родины. Валерий Агеев. На пороге «второго звука».
Крылья Родины. Евгений Адлер. Как зарождался Су-7.
АвиО. Игорь Приходченко. Антология Су-7.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-7Б.