Истребитель-перехватчик Як-28-64.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.
В 1963 году прошел госиспытания перехватчик Т-58Д (Су-15), который оснащался практически одинаковыми с Як-28П двигателями и РЛС. Сравнение их ЛТХ показывало преимущество по многим параметрам детища ОКБ П.О.Сухого. Запускать в серийное производство новую машину собирались на авиазаводе в Новосибирске. Встревоженный возникшей конкуренцией А.С.Яковлев распорядился изучить конструкцию суховской машины и попытаться внедрить все положительное на «Яке», особенно то, что могло дать прирост скорости и высотности.
Работы начались в 1964 году и проекту дали условное обозначение Як-28-64. Для уменьшения аэродинамического сопротивления два двигателя Р-11Ф2-300 разместили в фюзеляже, организовав воздухозаборники по бортам. В ОКБ-115 отсутствовал опыт проектирования самолетов с такими воздухозаборниками, и заместитель Генерального конструктора С.А.Яковлева специально был командирован на новосибирский авиазавод для изучения документации Су-15. Крыло «Яка» освободили от двигательных гондол, размах каждой консоли уменьшили, но размах крыла в целом, благодаря более широкому фюзеляжу, сохранился. Элероны сместили ближе к фюзеляжу в надежде немного увеличить скорость полета у земли, ранее ограниченную эффектом реверса элеронов. Под каждой консолью разместили по два пилона: ближние к фюзеляжу — для ракет Р-8М1, дальние — для перспективных ракет ближнего боя. Под рулем направления разместили контейнер тормозных парашютов. Для повышения путевой устойчивости в ХЧФ установили два гребня. В центральной части фюзеляжа под воздухозаборниками предусмотрели держатели для двух ПТБ, что позволяло увеличить продолжительность полета. НЧФ, кабина, шасси, оперение и система управления остались прежними.
После завершения постройки машину с отстыкованными крыльями подготовили для перевозки на летную станцию в Жуковский, установив фюзеляж на ложное шасси. В процессе перевозки одна из опор оторвалась, и самолет упал набок в канаву. Суеверные сотрудники ОКБ сочли это плохим предзнаменованием. Испытания подтвердили их пессимизм. Самолет не смог превзойти по летным характеристикам не только суховского конкурента, но и своего предшественника. Испытания пришлось прекратить.
ЛТХ:
Модификация: Як-28П
Размах крыла, м: 13,00
Длина самолета, м: 21,70
Высота, м: 4,30
Площадь крыла, м2: 35,25
Масса, кг
-нормальная взлетная: 15700
-максимальная взлетная: 18400
Двигатели: 2 х ТРДР-11АФ2-300
Тяга, кгс: 2 х 5750
Максимальная скорость, км/ч
-на большой высоте: 1840
-у земли: —
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1900
-с ПТБ: 2700
Практический потолок, м: 17000
Макс. эксплуатационная перегрузка: —
Экипаж , чел: 2
Вооружение: 1 х 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 2 х УР «воздух-воздух» К-8М1 или К-13М или К-98, 2 х УР Р-3С или Р-60.
Опытный истребитель-перехватчик Як-28-64.
Опытный истребитель-перехватчик Як-28-64.
Опытный истребитель-перехватчик Як-28-64.
Як-28-64. Вид сзади.
Як-28-64. Рисунок.
Як-28-64. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Ефим Гордон, Ростислав Мараев. Последние из большого семейства.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Из семейства реактивных.
Роман Астахов. Русская Сила. Барражирующий истребитель-перехватчик Як-28П.